Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преподобного Нила Сорского

 Преподобного Нила Сорского

Преподобный Нил – великий отец Русской Церкви, по своему подвижничеству и наставлениям.

Он был из дворянской фамилии Майковых. Начало иноческой жизни полагал он в обители преп. Кирилла Белозерского. Здесь он пользовался советами умного и строгого старца Паисия Ярославова, который потом был игуменом Сергиевой лавры и не захотел быть митрополитом. Затем путешествовал на восток, чтобы видеть в опытах жизнь духовную, был, по его словам, «на горе Афонской, в странах Цареградских и других местах». – По возвращении с востока короткое время жил он за оградой Кириллова монастыря, в уединённой келье; потом в 15 верстах от монастыря, на р. Сорке, поставил себе крест с часовней и келью, и – тем, которые хотели делить с ним подвиги, предлагал жизнь не общежительную, а скитскую.

Историю внутренней своей жизни отчасти открыл сам преподобный в послании к кн. иноку Вассиану, по настоятельной его просьбе. «Пишу к тебе, говорит он, показывая себя: – любовь твоя по Боге вынуждает к тому и делает меня безумным, чтобы писать тебе о себе. – Не просто и не по случаям надобно нам поступать, а по святому Писанию и по преданию св. отцов. – Удаление моё из монастыря (Кириллова) не было ли ради душевной пользы? Ей, ради её. – Я видел, что там живут не по закону Божию и преданию отеческому, а по своей воле и человеческому рассуждению. Много ещё и таких, которые, поступая так, неправильно мечтают, будто проходят житие добродетельное... Когда мы жили вместе с тобой в монастыре (Кирилловом), ты знаешь, как удалялся я мирских связей и старался жить по священному Писанию, хотя по лености моей и не успевал. По окончании странствования моего пришёл я в монастырь (Кириллов) и вне монастыря, вблизи его, устроив себе келью, жил, сколько мог. – Теперь переселился я вдаль от монастыря, нашёл благодатью Божией место по мыслям моим, мало доступное для мирских людей, как сам ты видел. Живя наедине, занимаюсь испытанием духовных писаний; прежде всего испытываю заповеди Господни и их толкование, и предания Апостолов, потом жития и наставления св. отцов. – О всём том размышляю и что, по рассуждению моему, нахожу Богоугодного и полезного для души моей, переписываю для себя. В этом жизнь моя и дыхание. О немощи моей и лени возложил упование на Бога и Пречистую Богородицу. – Если что случается к мне предпринимать, и если не нахожу того в писании, на время отлагаю в сторону, пока не найду. – По своей воле и по своему рассуждению не смею предпринимать что-нибудь. – Живёшь ли отшельнически или в общежитии, внимай святому Писанию и следуй по стопам отцов или повинуйся тому, кто известен как муж духовный в слове, жизни и рассуждении... Святое Писание жёстко лишь для того, кто не хочет смириться страхом Божиим и отступить от земных помышлений, а желает жить по своей страстной воле. Иные не хотят смиренно испытывать св. Писание, не хотят даже слышать о том, как следует жить, как будто Писание не для нас писано, не должно быть выполняемо в наше время. Но истинным подвижникам и в древние времена и в нынешние и во все века слова Господни всегда будут словами чистыми, как очищенное серебро; заповеди Господни для них дороги более, чем золото и каменья дорогие, сладки более, чем мёд и сот».

По этому письму видно, между прочим, и то, что путь жизни, избранный Нилом, изумлял собой современников. Да и подлинно было чему изумляться, особенно для слабых.

Дико, мрачно, пустынно место, которое избрал для скита своего преп. Нил. Это – не местность Афонская, где столько красот природы, где воздух живительный, плоды роскошные. Речка Сорка, передавшая своё имя Русскому угоднику Божию, похожа более на болото, чем на текущую реку, чуть тянется вниз; – вся местность скита низменная и болотистая. И здесь-то подвизался Русский отшельник. – Ещё целы прудок, выкопанный преп. Нилом, и его трудов – колодезь с превкусной водой, которую употребляют для исцеления. – Ещё цела одежда Нила; волосья её колются как иглы. – Всё скитское общество преподобного состояло из иеромонаха, диакона и 12 старцев. – В число их явились из Иосифова монастыря Дионисий из князей Звенигородских и Нил Полев – потомок князей Смоленских. Первый из них, когда жил в Иосифове, «в хлебопекарне работал за двух и к тому же пел 77 псалмов и творил по 3000 поясных поклонов каждый день. Но, полюбив уединение, просился и получил благословение идти к о. Нилу, который тогда сиял как светило в пустыни на Белоозере». Так говорит современник!. Для нужд братий пр. Нил устроил на речке небольшую мельницу. Когда решились построить храм, надобно было предпринять много работ. На почве болотистой надлежало сделать высокие насыпи для храма, тем более, что здесь же надлежало быть и братской усыпальнице. Руками святого старца и его скитников насыпан был высокий холм для храма и усыпальницы. – Каждая келья поставлена на возвышении и каждая от другой и от храма на расстоянии брошенного камня. Скитники собирались в храм свой, по примеру восточных, только по субботам, воскресеньям и праздникам; в прочие дни каждый молился и трудился в своей келье. Всенощная скитская продолжалась во всю ночь, в полном смысле слова: за каждой кафизмой предлагалось по три и четыре чтения из отцов. Во время литургии пели только трисвятую песнь, аллилуия, херувимскую и достойно; всё прочее читалось протяжно, нараспев. В субботу приходили в братскую усыпальницу, где совершалась панихида за упокой усопших. – Таков церковный устав Нила.

Пр. Нил был один из тех, которые душой скорбели о порче книг церковных, и старался исправлять их. Это, как и против него скитская жизнь, дотоле невиданная, возбуждало неудовольствия. – Он терпеливо шёл путём своим.

В 1491 г. видим преп. Нила на соборе о жидовствующих еретиках. По делу о них же ревнитель православия блаж. Геннадий в 1492 г. желал лично видеть преп. Нила, чтобы слышать суждения его о предметах недоумений.

Неизвестный современник писал: «Нил Майков, ученик Паисия, был в св. горе. В. князь содержал их (Паисия и Нила) в великой чести. Когда окончился собор о вдовых попах и диаконах (1503 года), старец Нил предложил, чтобы не было сёл у монастырей, а жили бы трудами рук своих. – К нему присоединились и Белозерские пустынники». Другой современник так говорит о том же: «некоторые отцы, проводящие и любящие безмолвие и уединённую жизнь (между ними первый св. Нил), твёрдо помня отеческие наставления о нестяжательности, необходимой для черноризцев, скорбели о том, что монастыри владеют сёлами, и полагали, что напрасно произносится отречение от мира монахами, – ибо они точно так же, как миряне, волнуются и ссорятся с мирянами и между собой, ходят по судам и ведут тяжбы. – Потому они предлагали о том самодержцу, как имеющие доступ к нему по своей крепкой жизни и по великой добродетели и как уважаемые самодержцем». – По известию того и другого современника, на соборе Иосиф Волоколамский и другие подали другой голос о монастырских имуществах, и их голос был уважен.

В предсмертном завещании преподобный, заповедуя ученикам бросить тело его в пустыни, в пищу зверям, или закопать в яму с презрением, писал: «оно тяжко согрешило перед Богом и недостойно погребения», и затем прибавлял: «сколько в моей силе было, старался я не пользоваться никакою честью на земле, в этой жизни; так пусть будет и по смерти». Преподобный скончался 7 мая 1508 г..

Мощи преподобного почивают под спудом. – Грозный царь в 1569 г. хотел на место деревянного построить каменный храм. Но преподобный, явясь Иоанну, строго запретил ему строить такой храм; так он и за гробом остаётся ревнителем скитской простоты.

Как жизнь пр. Нила была жизнь особенная, так и в писаниях своих он такой наставник, какого дотоле не было в Русской Церкви. Он учитель жизни созерцательной.

«Устав скитского жития пр. Нила», после предисловия о мысленном делании, предлагает наставления: 1) о различии мысленной брани; 2) о борьбе с помыслами; 3) как укрепляться в подвиге против помыслов; 4) о содержании духовной брани; 5) об 8 помыслах; 6) о борьбе с каждым из них; 7) как важно памятование о смерти! 8) о слезах; 9) о хранении сокрушения; 10) о смерти для мира; 11) о том, что всё должно делать в своё время. В заключении св. Нил говорит, с какими расположениями предложил он свой устав.

«Умная молитва, говорит он, выше телесной: телесное делание – лист, а внутреннее, умное – плод. Кто молится только устами, об уме же не брежет, тот молится воздуху. Ибо Бог внимает уму. Упражнение во внутренней молитве доводит человека до высшего духовного состояния, в котором дух даже не имеет молитвы, ни движения, ни самовластия, а наставляется силой иной». – На этом пути, кроме молитвы, необходима борьба с помыслами. «Если не можешь молиться в безмолвии, без помыслов, и даже видишь их умножающимися в уме твоём, – не малодушествуй, пребывай постоянно в молитве». Наставления пр. Нила о помыслах заключают в себе глубокие психологические наблюдения над действиями души. Он разлагает дело души на части самые тонкие, едва заметные; показывает, как помысл из безгрешного постепенно переходит в действие более и более преступное, и опасное. Относительно внешней деятельности пр. Нил предписывает скитскую полную нестяжательность и простоту во всём. Необходимое для жизни велит приобретать только трудами рук своих, повторяя слова Апостола: аще кто не хощет делати, ниже да яст. «Иноческая милостыня – помочь брату словом во время нужды, утешить в скорби духовным рассуждением: душевная милостыня настолько выше телесной, насколько душа выше тела. Если придёт к нам странник, успокоим его по силе и, если требует хлеба, подадим ему и отпустим его». – Преп. Нил часто говорит словами отцов и чаще других приводит слова Григория Синаита и Симеона нового Богослова. О первом говорит он: «сей блаженный, обнимая содержание писаний всех духовных отцов, по их чину, повелевает иметь прилежную заботливость о молитве».

Примечания
1* Нил в предисловии к уставу: „повсюду обретается в св. писаниях похваляемо, еже во единем или двема безмолвие, якоже и самовидцы бехом в св. горе Афонстей и в странах Цареградских и на иных местех многа суть такова пребывания“. О путешествии и в письме его.
2* Послание князю Вассияну в ркп. Сергиевой лавры № 2, у Толстого 2, № 34.
3* Шевырева поездка в Кириллов монастырь 2, 92. 94.
4* Грамота великого князя Василия 1515 г. в акт. э. 1, № 161.
5* Неизвестного житие преп. Иосифа Волок. прибавл. к Твор. Отцов 10, 523.
6* Шевырева поездка в Кириллов монастырь 2, 92. 93. 95.
7* Вассиян в своём оправдании: „сие лжеши на мя и на моего старца Нила (Сорского), что мы хулим чудотворцев и древних и новых. Чудес из их святых писаний ничего старец Нил не выкинул, наипаче исправил, со иных справил списков“. Рукоп. Синод. б. № 738.
8* Собр. лет. IV. 158.
9* Послание архиеп. Геннадия в Иоасафу.
10* Прибавления к Творениям Отцов 10, 505. 509. 510. Голос преп. Нила, говорит первый современник, поддерживал ученик его инок Вассиян Косой. Вассиян сам писал в своём оправдании: „веси самь, Иосифе, и во св. правилах, что вдовцам чистым повелевают служити... А о селех не подобает монастырем сел держати; у соборных церквей у мирских повелевают св. правила земли держати, но не епископу ими владети, ни попом, но все церковное богатство ведати иконому и давать от него со епископля доклада причетникам церковным всем. А иноком не подобает богатствовати и земель держати, понеже отреклися сего всего“. Ркп. Синод. библ. № 738.
11* Ист. иер. V. 211–213. Ркп. святцы: „преп. Нил начальник Сорского скитского жития на Белоозере, преставися в лет. 7016“. Так по старшему списку. В Отенских святцах: „преп. Нил, начальник Сорские пустыни скитского жития на Беле озере, преставися в лето 7016 (1508) априлия в 7 день“. Тот же месяц и число кончины – в святцах общ. ист. № 231. и в третьем ещё списке. В словаре святых, стр. 214, днём кончины показано 7 мая, но едва ли это не день одной памяти, установленной по чудесному событию.
12* Ист. иер. V, 212.
13* Предание или наставление преп. Нила напеч. в ист. иер. V, 214–236, но не исправно. Исправнее – новое издание: преп. Нила предание, М. 1849 г. Письма ещё не изданы.