Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Преп. и Богоносного отца нашего Григория Синаита

Горел желанием, как говорит писатель жития его, всю а вселенную обогатить знанием восхождения на высоту делания и созерцания, стремился он возжечь во всех пламенную любовь к этому восхождению»... «Удивлял самих подвижников своей почти бесплотной ангельскою жизнью: пост его, бдения, всенощные стояния, непрестанные псалмопения и молитвы превосходили всякое описание. Казалось, он спорил с природой, желая вещественное тело своё сделать невещественным» ...

А вот и слова самого Григория в ответ на вопросы об умственном делании, с которыми обратился к нему один из учеников его:

«Когда душа употребляет всё своё усердие и подвизается посредством деятельных добродетелей, при должном рассуждении, тогда она низлагает все страсти и подчиняет их себе. А если страсти покорены, то её окружают естественные добродетели и следуют за ней, как тень за телом; и не только следуют, но и учат её и наставляют тому, что выше естества, учат как бы восхождению по духовной лестнице.

Когда же ум, благодатью Христовой, взойдёт к тому, что выше естества, тогда просвещаемый Св. Духом, он простирается к ясному видению; тогда, сделавшись выше самого себя, по мере данной ему от Бога благодати, весьма ясно, и чисто видит сущность вещей, и уже совсем не так, как умствуют о том внешние мудрецы, кидающиеся только за тенью вещей, а не старающиеся как должно следовать существенному действию природы. Ведь и Божественное Писание говорит: осуетилось несмысленное их сердце и, называя себя мудрыми, обезумели... (Рим. 1:21–22). Потом душа, принявшая благодать Св. Духа, по причине множества видений, какие ей открываются, мало-помалу, оставляет прежние и переходит к высшим и Божественнейшим, как говорит Апостол Павел: задняя забывая и простираясь вперёд (Фил. 3:13), – и таким образом, поистине отбрасывает всякую боязнь и страх и, прилепившись любовью к Христу, видит, что природные её помыслы совершенно умолкают и, по писанию св. отцов, остаются назади. Достигнув безвидной и неизреченной красоты, она теперь, осияеваемая сиянием и благодатью Св. Духа, беседует только с Богом, а просветившись этим беспредельным светом и имея стремление к одному Богу, она, по причине своего нового и чудного изменения, совсем уже не чувствует своего смиренного, земного и вещественного тела, ибо является чистой и светлой – без всякой примеси вещественного пристрастия, является существом собственно умным, каким был до грехопадения первородный Адам. Он сперва был покрыт благодатью беспредельного света, а потом, по причине горького преступления, обнажился от светоносной этой славы».

«Человек, через трудолюбивое упражнение в умной молитве достигший столь дивной высоты и увидевший ясно своё собственное устроение, в какое он пришёл благодатью Христовой, уже увидел и воскресение души своей прежде чаемого общего воскресения, так что душа, очистившаяся таким образом, может говорить вместе с св. Апостолом Павлом: в теле ли, не знаю, вне ли тела, не знаю... (2 Кор. 12:2). Но вместе с тем душа и недоумевает, и изумляется тому, и взывает с удивлением: о, бездна богатства, и премудрости, и ведения Божьего! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его (Рим. 11:33)!»

Светоносная жизнь в мире св. Григория светоносными лучами отразилась и в прославившихся учениках его: св. Герасиме, Иосифе, авве Николае, чудном Марке, Иакове, Аароне, Моисее, Лонгине, Корнилии, Исаии и Клименте.

И кто измерит все лучи, которыми жизнь праведников озаряет путь к небу для остального человечества...

Примечания
1* См. жизнь св. Григория Синаита в „Афонск. Пат.“ изд. 4, ч. 1, стр. 322–341.