Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Св. Ап. и Евангелиста Марка

Святого Апостола и Евангелиста Марка из лика 70 Апостолов отличают от Марка, называемого в Писании также Иоанном. Последний был родом Еврей, от колена Левиина, из племени священнического, мать его – Мария жила в Иерусалиме; её посещал Ап. Пётр (Деян. 12:12). Марк Иоанн был племянник Ап. Варнаве (Кол. 4:10), и через него сделался известен Ап. Павлу и был спутником его и Варнавы в первом их Апостольском путешествии (Деян.12:25,13:5,13). Когда Варнава отдельно от Ап. Павла странствовал для проповеди Евангелия, Марк Иоанн сопутствовал Варнаве (Деян. 15:37–39). Впоследствии Марк сделался благопотребен Павлу в службу (2 Тим. 4:11) и был его споспешник (Фил. 1:23). Евангелист же Марк был Еллин из Кирены, города в Пентаноле Ливийском. Обращением своим к Иисусу Христу Марк обязан Ап. Петру, который называет его сыном своим (1 Пет. 5:13), конечно в том смысле, что Ап. Пётр родил его своим благовествованием в благодатную жизнь. Марк был спутником Ап. Петра и сказателем его преданий.

Евангелие проповедал св. Марк на берегах Адриатики и в Египте. Бывши в Риме с Апостолом Петром в качестве его спутника, Марк, по благочестивому желанию Римских из язычников христиан, коим хотелось иметь письменный памятник устно преподанного Апостолом Петром об Иисусе Христе, написал через 10 лет по Вознесении Господа на Греческом языке святое Евангелие, «еже похвали Пётр и Церкви предаде». В Евангелии своём преимущественно описывает действия Спасителя, особенно чудесные, которые имели большее влияние на умы язычников, чем учение. В Венеции доселе хранится весьма древняя рукопись сего Евангелия.

Из Рима посылаемый Апостолом Петром, св. Марк, взяв списанное им Евангелие, около 49 года по Р. X. перешёл для проповеди веры Христовой в Александрию, а вместо себя оставил в Риме ученика своего Гермогора, который рукоположен был в епископа древней Аквилеи. Свою спасительную проповедь Марк простёр в западные области Африки Ливию, Мармарику, Киренаику или Пентаноль. Церковь Александрийская приняла от Марка составленный им чин литургии, который долго сохранялся в его Церкви, и доселе в Богослужении Египетских христиан – Коптов сохраняются некоторые молитвы, приписываемые Марку.

Марк был первым епископом и мучеником Александрийской Церкви. Язычники Александрийские в 14 год царствования Нерона, или около 68 года по Р. X. предали святого Марка мученической смерти, во время празднества своего, отправлявшегося в Александрии в честь Сераписа. Впоследствии мощи святого Евангелиста Марка, в 828 году, перенесены из Александрии в Венецию, где они и доселе почивают. Впрочем, Церковь Александрийская чтит св. Марка своим просветителем и покровителем. Патриарх Александрийский доселе сохранил в своей печати изображение крылатого льва, держащего Евангелие, усвоенного изображению святого Евангелиста Марка, и в своих посланиях даёт благословение: «да будет благословение Владыки Христа, Пресвятой Богородицы и святого Евангелиста Марка.

Церковь величает св. Марка в своём Богослужении, между прочим, просветителем Александрии, в которой «разрушил он риторские плетения».