† Преподобного Сильвестра Обнорского
По рукописным святцам, «преп. Сильвестр, игумен Воскресенского монастыря, иже на Обноре реце, бысть ученик святого Сергия чудотворца». Получив духовное воспитание под руководством великого Сергия, Сильвестр по ревности к безмолвной жизни отправился искать пустынного места по духу своему. Он остановился в глухом лесу на берегу Обноры, поставилъ здесь крестъ и келью и начал подвизаться в молитве и посте. Долго оставался отшельник незнаемым для людей, совершая подвиги самоотречения. Раз один из жителей края того сбился с дороги и неожиданно увидел келью отшельника. К изумлённому вышел пустынник, одетый в рубище. Пустынник неприятно удивлён был появлениемъ человека в месте пустынном, где дотоле никого не видел он и не хотел видеть. Путник сказал преподобному о себе, кто он и как попал сюда; сказал и то, что над местом, где жил преподобный, часто видел он то светоносные лучи, то столб облачный. В ответ преподобный изъявил скорбь, что тайное место его стало известным. По просьбе путника, он сказал ему своё имя и рассказал, что уже не малое время живёт он в пустыне, питаясь травами и кореньями, и умолял его никому не говорить о месте пребывания его. На вопрос пришельца, как мог он жить без хлеба и в такой глуши? преподобный отвечал, что в первое время нередко изнемогал он от голода и от изнеможения сил падал на землю, но явился ему чудный муж, который, прикоснувшись к нему рукой, укрепил его, и с тех пор он безбедно пребывает в пустыне. После того пришелец нарочито посетил отшельника и принёс ему хлеба и муки. Согласно с таким преданием о пустынной жизни преп. Сильвестра, древний тропарь, вышитый на покрове чудотворца Сильвестра 1664 г., говорит: «из млада Христа возлюбив, верою приближился еси к Нему и изнурил многострадальное тело твое, блаженне!»
Довольно было одному видеть святого подвижника, чтобы узнали о нём многие. Окрестные жители стали приходить к нему за духовными советами, и некоторые решились жить с ним. Преподобный не препятствовал доброму желанию, и подражатели святого поставили себе кельи. Когда число желавших подвизаться под руководством Сильвестра стало значительным, преподобный увидел нужду в храме. Он пошёл к святителю Алексию просить благословения на создание пустынного храма. Святитель выдал антиминс и самому Сильвестру поручил игуменство над собравшейся братией. Храм построен и освящён в славу Воскресения Спасителя, и устроился монастырь. Это был первый монастырь на Обноре. Преп. Сергий и Павел пришли в эти места гораздо после преп. Сильвестра и основали обители свои, один в 30-ти, другой – в 20 верстах от Воскресенского монастыря.
Со времени устроения обители посещения искавших у преп. советов умножились. К нему приходили князья и бояре за утешениями духовными, а простой народ ещё усерднее был к преподобному. Это сильно печалило его и – он для безмолвных подвигов удалялся в глухое место дремучего леса. Это место доныне сохраняет название Заповедной рощи, так как преподобный строго заповедал не рубить этого леса. В средине этой рощи труженик Божий выкопал три колодца, а четвёртый на склоне горы к реке Обноре. Последний и до сих пор источает струи чистой воды, с благоговением почерпаемой Богомольцами. Так как народ жаждал видеть и слушать св. старца, то по временам выходил он из своего уединения на определённое место для беседы с народом. Это место издавна отмечено часовней, к которой каждый год бывает крестный ход в день памяти преподобного.
Почувствовав близость кончины своей, преподобный собрал братию и преподал им последнее наставление своё. На свитке древней иконы его написаны вязью следующие слова: «внемлите, о братия моя возлюбленная, Бога бойтеся и страх Его в сердце своём имейте, сохраняйте заповеди Господни, святых церквей не отлучайтеся, святительский и весь освященный и монашеский чин честно соблюдите; в нынешнем веце, братия моя, потерпите мало и причастницы будете Царствию Божию и венцы получите». По надписи на покрове 1664 г. преп. Сильвестр «в лето 6887 (1379) преставися мес. апр. в 25 д. при преосвященном Киприане митрополите – и положены быша честные мощи его в созданном от него монастыре».
Уже в шитой надписи на воздухе 1599 г. преп. Сильвестр называется чудотворцем. На шитом шелками и золотом покрове находится такая надпись: «1664 г. дал в дом Сильвестру чудотворцу покров чёрный старец Сильвестр на Обнору реку по себе и родителех». В середине покрова вышита икона преп. Сильвестра, а по сторонам – тропарь и кондак св. Сильвестру. Дошедшее до нас описание чудес преп. изображает чудеса с 1645 г. Заметим два из них.
В обители Воскресения Христова и преп. Сильвестра был строителем иеромонах Иов. Он собрал крестьян и велел рубить на дрова бывшую за монастырём чудотворцеву рощу. – Крестьяне начали рубить лес, а Иов, прогневавший преп. Сильвестра самовольным распоряжением, вдруг ослеп и четыре недели ничего не видел. Он начал приносить покаяние и просил преп. Сильвестра даровать ему прощение в грехе и прозрение очам, обещаясь отслужить молебен преподобному и вперёд не делать по своей воле, а всё по совету братии. После молебного пения, когда приложился он к св. иконам и облобызал чудотворцеву раку, Бог молитвами преподобного даровал ему опять зрение. Это случилось в 1645 г.».
Земледелец-скоморох Прохор Дружина сошёл с ума; его связывали цепями, но он грыз цепь зубами, драл себе волосы и лицо, навешал себе на ворот и на пояс лаптей старых. Соседи повели его в обитель преподобного и, когда совершено было молебное пение, с трудом подвели его приложиться к раке чудотворца, после чего он сделался совсем здоров. Это было 3 августа 1646 г.
С половины 1860 г. исцеления от гроба преподобного потекли обильной струёй и текут доныне.