† Преставление святого Нифонта, святителя Новгородского
Родители блаж. Нифонта, в мире Никиты, были люди благочестивые и зажиточные, жившие близ Киева, и обучили сына книжному учению и страху Божию. По смерти их добрый сын роздал имение бедным, посвятил себя иноческому житию в Печерском монастыре и здесь усердно и долго подвизался в посте и молитвах. Знакомство его с местными обычаями Греческой Церкви, которое так видно в его ответах Кирику, показывает, что он путешествовал по востоку. В конце 1129 г. Иоанн, епископ Новгородский, оставил кафедру и на его место (янв. 1-го 1130 г.) поставили Нифонта, как мужа Богобоязненного и святого по жизни. В 1135 г. видим блаж. Нифонта примирителем Киевлян с Черниговцами . Под 1136 г. помещено в древней летописи известие, но не совсем ясное, о пастырском распоряжении его по случаю брака князя Святослава. По словам летописи, когда князь женился в Новгороде, то «венчали его свои попы у св. Николая, а Нифонт не венчал его, не позволил ни священникам, ни чернецам быть при браке и говорил: не следует тебе брать её». Какая была причина запрещению, не сказано. – У Татищева летопись говорит, что слуги князя убили отца невесты. Если это так, то остаётся положить, что правдолюбивый пастырь требовал, чтобы наперёд преступление наказано было строгим покаянием. – Как бы то ни было, только князь Святослав признал поступок пастыря справедливым и не оскорбился им. В следующем году Святослав, по согласию с архипастырем, выдал грамоту с назначением доходов для Новгородской кафедры. Вместо того, чтобы собирать десятину для кафедры и для князя, князь назначил для кафедры 100 гривен серебра и определённую подать с некоторых мест, что всё составляло до 250 фунтов серебра годового дохода. Св. Нифонт великолепно возобновил Софийский храм и построил каменный храм Успения; близ Пскова, на Завеличье, построен им в монастыре каменный храм Спасителя; здесь и доныне показывают чашу его, вырезанную из древесного корня и оправленную серебром.
С 1147 г. началось для него тяжёлое время. В. кн. Изяслав предложил собору пастырей посвятить затворника Климента в митрополита, без сношения с Цареградом. Онуфрий, епископ Черниговский, и с ним три епископа говорили, что по древним правилам три епископа могут поставлять первого епископа области. Нифонт и с ним Грек Мануил, епископ Смоленский, утверждали, что митрополита посвящает патриарх. Климент, не смотря на несогласие Нифонта, посвящён был в Киеве. – В 1148 г. по желанию Новгородцев Нифонт отправился в Суздаль для заключения мира с Суздальским князем, и Юрий, враг Изяслава, с честью принял пастыря, противодействовавшего желаниям Изяслава, согласился отпустить с Нифонтом пленников, принимал его ласково и с почётом. Он пожелал, чтобы бл. Нифонт освятил новые храмы в Суздале. И по летописи, Нифонт в Суздале «церковь святи св. Богородица великым священиемь». Поныне цел антиминс, освящённый в 1148 г. для храма св. Георгия «от Нифонта архиепископа Новгородского, повелением епископа Ростовского Нестора, при благоч. князи Георгии сыну Мономахову». Эта надпись показывает, что Нифонт, при всём желании сделать приятное кн. Юрию, не иначе дозволил себе освятить храм не в своей епархии, как испросив дозволение местного архипастыря. В следующем году Нифонт за то, что не поминал в молитвах нового митрополита, вызван был в Киев и заключён в Печерском монастыре, но не надолго. В том же году Юрий овладел Киевом и отпустил Нифонта в Новгород, где встретили его с радостью. В 1153 г. основан Нифонтом каменный храм св. Климента. Между тем Изяслав снова вошёл в Киев, и Климент оставался на митрополичьей кафедре до начала 1155 г. – Бл. Нифонт, сколько ни убеждали его лаской и угрозами покориться Клименту, не отказался от своих убеждений о Клименте и искал себе защиты у патриарха. П. Николай писал ему в своей грамоте:
«О Св. Духе сыну и сослужителю смирения нашего, доброму пастырю разумных овец, господину епископу Новгорода Нифонту желаем радоватися о Господе. Слышали мы о твоём невинном страдании, Какое терпишь ты для Бога за митрополита Климента, без нашего благословения, самовластно восхитившего Киевскую митрополию; слышали, что ты осуждаешь такую дерзость его, не хочешь служить с ним святительски, не поминаешь его в священной службе и много перенёс от него досад и оскорблений. Но ты, святой отец, потерпи ещё за правду, для Господа, и не ослабевай перед тем аспидом и его советниками, дабы быть причтённым к лику святых, пострадавших за православие; покажи пример терпения святителям, которые имеют быть в земле Русской, и всему народу. – Мир тебе, отче! Благословение смирения нашего да будет над тобой, страдалец Христов, во веки, аминь».
При перемене обстоятельств в России, в Константинополе не замедлили избрать и посвятить нового митрополита Грека. И Нифонт, получив известие из Царяграда, что Константин уже отправился в Россию, поспешил в Киев, чтобы встретить столько желаемого митрополита; но добродушный пастырь, всегда действовавший по убеждению совести, свиделся с Константином уже в другой жизни. В Киеве блаж. Нифонт сильно занемог. – За три дня до своей предсмертной болезни он видел дивный сон. «По выходе из утрени, так рассказывал он, лёг я отдохнуть и вот вижу себя в Печерской церкви, на месте Святоши; долго молился я со слезами перед св. Богородицей, чтобы видеть мне отца Феодосия; собралось много братий в церкви, и один из них говорит мне: ты хочешь видеть отца Феодосия? Я отвечал: если возможно, покажи мне. И он взял меня и привёл в алтарь, и здесь показал мне отца Феодосия. Я, подойдя, поклонился ему и встал; он обнял меня и сказал: хорошо, что пришёл ты, брат и сын Нифонт! Теперь уже будешь ты с нами неотлучно. Он держал свиток в своей руке и по моей просьбе дал мне посмотреть, я развернул и прочёл его; в нём было написано: се аз и дети, яже ми дал есть Бог. Тогда проснулся я». Св. Нифонт блаженно почил 21-го апреля 1156 г. в субботу Великой, Пасхальной недели. – Новгородский летописец, благоговея перед высокими добродетелями почившего пастыря, говорит с скорбью: «мы только за грехи наши лишены утешения видеть у себя гроб его».
Ныне известны ответы блаж. Нифонта на вопросы Кирика, которые Аитониевский доместик предлагал во время собора о Клименте, как своему архипастырю, так и митр. Клименту. Ответы блаж. Нифонта в древнее время пользовались полным уважением всей Русской Церкви. Заметим некоторые из них.
Должно ли резать скот или птицу в недельный день? «Это – день святой и праздничный; надобно быть в церкви и молиться; но нет греха резать что-нибудь в воскресный день, если случится гость или другая надобность». – «Хотят идти в чужую сторону, в Иерусалим, к святым местам; и ныне я запрещаю ходить, приказываю здесь делать добро: грех ли, владыко, запрещать это?» – «Напротив очень хорошо делаешь: если идут с тем, чтобы быть в праздности, есть и пить, – это дурно, возбраняй». Самые замечательные ответы относились к святой евхаристии. На вопрос: давать ли причастие больному, если из уст его течёт гной? св. Нифонт отвечает, «несомненно должно: не то – смрад и отлучает от святыни, что исходит из уст у иных, а смрад грехов». – «Должно ли служить с одной просфорой?» – «Если это будет далеко от торга, напр. в селе, и негде взять другой просфоры, то следует служить». За упокой так велел служить: «всегда служи с тремя просфорами, – одна великая для вынимания Агнца, здесь мёртвый не поминается, а те две за упокой». – Советы вполне умные и верные! Необходимая для евхаристии просфора – одна великая, – из неё вынимается Агнец. Так по учению Апостола, который говорит, что все причащаемся одним хлебом (1 Кор. 10:17); известны и ныне служебники XIV века, где чин проскомидии ограничивается только приготовлением Агнца. Для заказной заупокойной литургии блаж. Нифонт считал приличным, чтобы принесли, кроме великой, две просфоры, одну для поминовения умершего, за которого совершается служба, другую для поминовения других умерших. Но из слов его вовсе не видно устава о определённом числе просфор, о чём так жарко спорят неумные ревнители старины. В служебнике Антониева монастыря времени Нифонтова счёт просфор также не означен. Здесь после описания действий над главной просфорой показаны: а) молитва, «да приимет о здравии и спасении»; в) молитвы, да помянет Господь души усопших. И более ничего. Кирик прочёл в собрании правило – заменять этими литургиями: «10 литургий, говорит правило, избавят от наказания за грехи 4 месяцей». Св. Нифонт сказал с негодованием: «что это такое? Царь или богатые люди, согрешая, будут давать деньги за службу, а сами будут оставаться без всякой епитимьи». И при чтении другого правила, также не умного, заметил: «эта книга стоит того, чтобы сжечь её» . Так не всё старое – свято! И пример св. Нифонта показывает, что пастыри Церкви поступают свято, осуждая иное старое в старых книгах.