Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Святого мученика Саввы Готфского

В IV-м веке христианство начало распространяться между Готфами, жившими по берегам Дуная. Во время гонения, воздвигнутого на просветившихся верой Христовой при Афанарихе (вследствие поражения его Римлянами), оказалось, что между ними было уже много ревностных последователей нового учения, которые не отступили перед мученическою смертью за исповедание Иисуса Христа. Одним из таковых был св. мученик Савва.

В послании Готфской Церкви к Каппадокийской, отправленном с нетленным телом мученика Саввы, описаны (очевидцами) подвиги и чудеса святого.

«Ради памяти мученика и пользы верующих, – говорится в церковном послании, – мы рассудили, по кончине его за Господа, не умолчать о славных делах его, но предать их письму. Он был правоверен, благоговеен, во всяком праведном деле послушлив, кроток, прост в слове, но не в разуме; со всеми говоря смело за истину, заграждал уста идолослужителям; был готов на всякое доброе дело; пел в церкви, заботился о храме Божием, презирал богатство, молился и постился усердно, был чужд тщеславия, побуждал всех к Богоугодному житию, соблюдал «веру, действующую любовью» (Гал. 5:6), и никогда не боялся свободно говорить о Господе, за что не раз терпел мучения от нечестивых».

Когда начальники Готфские увидели, что вера христианская быстро распространяется между язычниками, то они начали преследовать христиан. Прежде всего они принуждали их вкушать от идольских жертв.

– Кто вкусит идоложертвенных мяс, тот не может быть христианином! – напоминал Савва и удерживал христиан от исполнения языческого обряда. За это он был изгнан на несколько времени из селения.

Когда гонение возобновилось, и воины снова начали забирать христиан, то жители села, где жил Савва, опасаясь обыска и преследований, с клятвой стали уверять начальника края, что между ними нет ни одного христианина.

– Пусть никто не клянётся за меня! – сказал Савва, – потому что я – христианин...

И, как христианин, он был взят и представлен начальнику.

– Есть ли какое-нибудь имение у этого христианина? – спросил начальник.

– У него нет ничего, кроме той одежды, которая на нём... – отвечали ему приближённые.

– В таком случае отпустите его... – с презрением отозвался начальник, – если он так беден, то от него ни пользы, ни вреда ожидать нельзя...

Во время праздника Пасхи, при возобновившемся яростном гонении в 372-м г. Савва был захвачен язычниками, напавшими на христиан в то время, как они торжественно праздновали святые дни. Его вместе с благочестивым сельским священником беспощадно поволокли по жестокому пути до самого города, били палками и мечами и мучили до ночи; на другой день стали принуждать есть идоложертвенную пищу, и когда они отказались, то Савву снова предали истязаниям и наконец – утопили в реке.

Перед смертью он только славил Бога и молился, и когда ведшие его на казнь, тронутые кротостью мученика, пожелали и произвольно решили его отпустить на свободу, то Савва не принял их предложения: так жаждала душа его скорее соединиться с Христом...

Св. Савва пострадал, имея от роду 38 лет. – Воины вынули из воды тело его и бросили на берегу, на съедение птицам, но оно осталось нетронутым, и через несколько времени мог приобрести его один христианин, который перенёс эти святые останки в своё отечество – Каппадокию, при чем было доставлено и вышеупомянутое послание, кончавшееся так: – «совершая память мученика в день, в который он увенчался, возвещайте то и прочим братьям, да во всей кафолической Апостольской Церкви, духовно веселясь, прославляют Господа, избравшего Себе рабов Своих. Приветствуйте всех святых; приветствуют вас братья, терпящие с вами гонение. – Могущему же нас благодатью и человеколюбием Своим привести в Небесное Царство – слава и честь и поклонение, со единородным Его Сыном и Пресвятым Духом, во веки, аминь».

Примечания
1* Св. Василий Великий, получив св. мощи мученика Саввы и послание от укреплявшего Савву на подвиг епископа Солунского Асхолия и от Сарана, военачальника Скифии, родом Каппадокиана, благодарил их в 374 году письмами, дошедшими до нашего времени (см. Твор. св. отцов ч. X, 1847).