† Святой мученицы Фомаиды
Авва Даниил, который 40 лет прожил в общежитии, потом с 420 года жил отшельником в Скитской пустыне , пришёл с учеником своим в Александрию, и при них случилось следующее: сын инока Окто декадского имел молодую жену Фомаиду. Отец, бывая у сына, разжигался похотью на сноху, обнимал и целовал её; та принимала эти ласки в простоте чистой души за выражение любви родительской. В одну ночь товарищи рыбаки вызвали сына-рыбака на рыбную ловлю. Отец стал приставать к снохе с явным грешным требованием. «Что с тобой, отец? Оградись знамением креста Господня и отойди», сказала Фомаида. Тот, распалившись похотью, не отходил, а приставал. Фомаида сопротивлялась твёрдо. Над кроватью сына висел меч. Схватив меч, отец стал грозить Фомаиде, что убьёт её, если не послушается его. Фомаида отвечала твёрдо: «хотя бы рассекали меня на части, никогда не соглашусь я на беззаконие».
Распалённый гневом, несчастный преступник ударил Фомаиду мечом и убил. Приходят другие рыбаки звать сына и видят убийство. Отец говорит им: «ведите меня к князю, – я убийца». Авва Даниил, узнав о том, говорит ученику: «надобно с честью похоронить тело страдалицы». Он идёт в Октодекадский монастырь Александрийский; его встретил настоятель с братией. Старец сказал инокам: тело Фомаиды должно быть положено не иначе, как с отцами. Иные с ропотом отозвались: «вот велит положить тело жены вместе с отцами». Старец сказал: «эта отроковица – амма (мать) мне и вам, она умерла за чистоту». Тогда никто более не возражал старцу, и она погребена была с отцами.
В одно время в скиту восстала блудная брань на брата, и он объявил о том авве Даниилу. «Иди, сказал ему старец, в Октодекадский монастырь, в гробницу отцов и молись там так: «Боже, для молитв святой Фомаиды, помоги мне». Брат поступил так, как велел старец, и, возвратясь из Октодекадского монастыря, пал к ногам старца. «Бог, по молитвам твоим, избавил меня от блудной брани», говорил брат. «Не то говоришь ты; говори, как освободился ты?» сказал старец. Брат отвечал: «я сотворил только 12 поклонов и, наклонившись на гробницу, заснул. Приходит отроковица и говорит мне: «прими сие благословение и иди с миром в келью свою». И я почувствовал, что брань перестала. Но что значит то благословение, не понимаю». Старец сказал: «благословение–дар мученицы целомудрия; такое дерзновение имеют перед Богом подвижники чистоты».
Русский поклонник святынь, инок Зосима, в 1420 г. писал о Царьграде: «монастырь женский – идеже лежат мученики Козьма и Дамиан, и ту лежит Фомаида блаженная, яже посечена бысть от свекра... И даде ей Бог исцеления, иже кому брань плотская приходит. И притекают и поклоняются гробу ея, и абие отходит брань молитвами ея».
Верность долгу супружества награждается Господом и в этой жизни. «Пришли мы в Аскалон, пишет блаженный Иоанн Мосх, и авва Евгений, пресвитер, рассказывал нам: один купец из нашего города, пустившись в море, лишился собственного и чужого; только сам спасся. Когда он прибыл сюда, то был взят заимодавцами своими, посажен в темницу и лишён всего, что было у него в доме, так что не осталось у него ничего, кроме того, что сам носил и жена его. Жена его от тяжёлой скорби и заботы едва могла кормить мужа хлебом. В один день, когда она сидела и ела с мужем своим в темнице, пришёл какой-то важный человек подать милостыню узникам и, увидев жену, сидевшую вместе с мужем своим, уязвился любовью к ней (она была весьма хороша собой) и сказал ей через тюремного сторожа, чтобы она пришла к нему. Она охотно пошла, думая получить милостыню. Отведя её к стороне, тот человек спросил её: «кто ты и зачем здесь?» Она рассказала ему всё. Он сказал ей: «если я заплачу за тебя долг, проспишь ли со мной эту ночь?» Прекрасная и вместе целомудренная жена отвечала ему: «я слышала, господин мой слова Апостола, что жена не владеет своим телом, но муж; и так позволь мне, господин, спросить об этом мужа моего; что он прикажет, то и сделаю». Она пошла и сказала обо всём мужу. Благоразумный муж, по любви к жене своей, не захотел таким средством освободиться из темницы; но, тяжко га вздохнув, со слезами сказал жене своей: «пойди, сестра, откажи этому человеку и скажи: я говорила мужу своему, но он не согласился; нас Бог не оставит». В тоже время заключён был в темнице один разбойник, который слышал весь разговор мужа с женой и, вздохнув, сказал сам себе: «в какой крайности они находятся и однако ж не захотели купить свободы своей за деньги; они предпочли целомудрие всякому богатству, пренебрегли всем в этой жизни! И я, несчастный, что делаю? Никогда не подумал даже и о том, что есть Бог, и вот почему я виновен в стольких злодеяниях». Подозвав их в окно к тому месту, где заключён был, разбойник сказал им: «я был разбойником и делал много зла, и многих умертвил, и знаю, что когда придёт начальник, меня казнят как убийцу. Увидав целомудрие ваше, я сокрушился за вас. Пойдите вот на это место городской стены, раскопайте и возьмите деньги, которые там найдёте, и помолитесь за меня, чтобы я обрёл милость». Спустя несколько дней, начальник, прибывший в город, приказал вывести разбойника и обезглавить. Спустя день, жена сказала мужу своему: «позволь, господин мой, сходить на то га место, о котором толковал нам разбойник, я посмотрю, правду ли он говорил?» Муж отвечал: «если тебе угодно, ступай». Жена взяла бороздник, пошла вечером на то место и, покопав, нашла горшок с золотом. Она поступила осмотрительно: отдавала деньги заимодавцам понемногу, чтобы они подумали, будто она у других занимает деньги; наконец выплатила всем.
Так она освободила мужа своего. Тот, кто рассказывал нам это, присовокупил: вот они сохранили заповедь Божию и Господь Бог наш возвеличил милость Свою над ними.