Память свят. Андрея, архиеп. Критского
Cв. Андрей родился в Дамаске ок.660 г. Тот, кого позже стали называть благозвучнейшим из песнопевцев, от рождения и до семи лет был лишен дара речи. Разрешившись от немоты силой Святого Причастия, он стал проявлять с тех пор исключительные дарования, особенно в искусстве красноречия и в изучении Священного Писания. Родители отдали его на служение в храм Воскресения в Иерусалиме, и местоблюститель патриаршего престола Феодор (674–686) сделал Андрея своим духовным сыном. Ему удалось разглядеть в юноше задатки, развивая которые он готовил его себе в преемники. Несмотря на молодость Андрея, Феодор назначил его нотарием патриархата. В обязанности нотария входило ведение всех церковных дел. Именно в этом звании вскоре после Шестого Вселенского Собора (ок.685) Андрей был послан в Константинополь с двумя святыми старцами, чтобы представить исповедание веры своей Церкви и присоединиться к осуждению монофелитской ереси.
Оба его спутника возвратились в Палестину, а св. Андрей остался в столице, ибо нашел там более благоприятные условия для молитвы, обучения и апостольской деятельности, к которой подвигал его Господь.
Вначале он вел уединенную жизнь, но как нельзя удержать пламя под спудом, так и его богоугодная жизнь и сила его слов о спасении души не могли не дойти до императора и патриарха. Тогда он был рукоположен в диакона.
Ему поручили наблюдать за приютом Святого Павла и больницей для бедных, расположенных в квартале Евгения. Почти два десятилетия он усердно, без устали управлял этими благотворительными заведениями, расширив их и превратив в пристань спасения, призывая насельников к покаянию и наставляя на путь богоугодной жизни. Он столь преуспел на этом поприще, что был хиротонисан в архиепископа Критского (между 692 и 713).
Св. Андрей еще находился в столице и только готовился приступить к исполнению обязанностей, как Филиппик, узурпировав престол, низложил патриарха Кира и возвел на его место Иоанна VI, чтобы отменить решения Шестого Вселенского Собора и возродить монофелитскую ересь. Под давлением властей архиепископ был вынужден присоединиться к этому деянию. Но как только Филиппик был отстранен от власти (713), он отрекся и твердо признал положения истинной веры, утверждающей две воли во Христе.
Со дня своего появления в кафедральном соборе гор.Гортины святой пастырь призывал иереев достойно служить Господу, став вместилищем Его милости, чтобы достойно передать верующим божественный свет. Он произнес много праздничных проповедей во имя Господа, Богородицы и святых, которые составляют одну из ценнейших частей святоотеческого наследия и являются достойным украшением церковных празднеств. С непревзойденным искусством преподобный составил множество гимнов, сохранившихся в наших богослужебных книгах.
Он является автором Великого канона, который читается в Великий пост и вот уже в течение многих веков неизменно вызывает у верующих спасительные слезы раскаяния. Создание этого величественного гимна заслужило ему имя Тайноводителя покаяния. Святой вспоминает тех грешников и праведников Ветхого и Нового Заветов, которые могут служить примером обращения и покаяния. Кающегося грешника, который в начале поста отождествляет себя с Адамом, сидящим у врат рая, примеры из Священного Писания приводят к пониманию того, что, повторив в своей жизни все грехи мира, он лишь слезами, подвигом и молитвой может ожидать освобождения от них от Христа, Спасителя всего мира.
Архиепископ Критский явился не только проповедником и песнотворцем. Он восстанавливал церкви и монастыри, основал церковь, посвященную Пресвятой Богородице, в память о знаменитом Влахернском храме в Константинополе. Он основал также приют для болящих, стариков и бедных, причем не только поддерживал их материально, но и часто посещал, сам ухаживал за калеками и словами приносил им Небесное утешение.
Во время одного из многочисленных арабских набегов на о. Крит святой иерарх, укрывшись с жителями в крепости, одной лишь молитвой оборонял их от осаждающих и обратил неприятеля в бегство, во время которого многие из арабов погибли. В другое время он, проливая потоки слез, спас остров от засухи и отвратил мор своими молитвами и бдениями. Подражая Христу, он стал всем для всех (1 Кор. 9:22).
Через некоторое время архиепископ отправился в Константинополь. Там он поддерживал христолюбивый народ в почитании святых образов, против которых выступал в то время император Лев III. Получив от Господа откровение о своей скорой кончине, св. Андрей призвал к себе близких и сообщил, что епископат не увидит его больше живым. Через некоторое время он сел на корабль и отправился на Крит. Во время остановки на о.Лесбос (4 июля 740) он отошел ко Господу.