Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Память преподобного Илариона Нового, игумена Далматского монастыря

Св. Иларион жил на рубеже VІІІ–ІХ вв. и происходил из Каппадокии. Его отец был поставщиком хлеба для императорского дворца и занимал хорошее положение в обществе. В двадцатилетнем возрасте св. Иларион поступил в Ксирокопийский монастырь Константинополя, а вскоре перешел в знаменитую Далматскую обитель и там принял постриг.

Он возлюбил смирение и Иисусову молитву и просиял добродетелями. Десять лет Иларион нес послушание садовника. После того как он молитвой изгнал беса из юноши, игумен против воли Илариона посвятил его в пресвитера.

Через некоторое время, после смерти игумена, братия хотели избрать на его место св. Илариона, но он, узнав об этом, тайно удалился в Вифинию, в Кафарский монастырь. Тогда монахи Далматской обители обратились к патриарху Никифору и императору с просьбой о возвращении преподобного в их обитель, после чего Постоянный Синод назначил св. Илариона игуменом и архимандритом монастырей Константинополя (807).

Преподобный мирно пас духовное стадо, когда император Лев Армянин возобновил иконоборческие гонения (813). Святой предстал перед правителем, который попытался заставить его отказаться от почитания святых икон. Тот не повиновался, называя Льва безбожником и новым вероотступником. Разгневанный император приказал подвергнуть святого мучениям и бросить в тюрьму.

После длительного заключения Иларион вновь предстал перед правителем и бесстрашно повторил те же слова. Тогда Лев передал его патриарху-еретику Феодоту Касситере, надеясь, что тот сможет переубедить мужественного исповедника и сломить сильное монастырское движение. Потерпев неудачу, Феодот повелел заточить святого в темницу и много дней морил его голодом.

Ученики преподобного, узнав, что игумену угрожает голодная смерть, отправились умолять императора, чтобы тот его отпустил, обещая, что их духовный отец покорится его воле. Лев повелел освободить Илариона и позволил ему вернуться в монастырь, но скоро понял, что был обманут. Тогда он заточил преподобного в Фонеевой обители на Босфоре. Там святой томился полгода, страдая от плохого обращения со стороны игумена, который был единомышленником императора.

Илариона еще раз призвали на суд к императору, а затем перевели в Кикловийский монастырь, находившийся на западе от столицы. Там святой провел в заточении два с половиной года. Потом его отправили в Нумерианову тюрьму, рядом с дворцом. Оттуда, после жестоких побоев, сослали в крепость Протилий.

Лев Армянин был убит в том самом храме, где он начал гонение на святые иконы, бросив образ Спасителя на пол. После него к власти пришел Михаил II. В 820 г. новый император повелел освободить всех исповедников. Иларион был освобожден, но въезд в столицу ему не разрешили. Одна благочестивая христианка приютила святого в своем загородном имении на семь лет, пока на трон не взошел Феофил.

Император приказал разыскать настоятелей монастырей, защищавших иконопочитание, и доставить всех до единого во дворец. Когда у прп. Илариона спросили, подчиняется ли он императорскому повелению отказаться от почитания икон, исповедник осудил тирана, назвав его святотатцем и обманщиком. Без жалости к его возрасту Илариона наказали сто семнадцатью ударами плетей и заточили на о. Афусия на юге Пропонтиды.

Святой выдолбил себе узкую келью в скале, рядом с которой по его молитве забил источник чистой воды. Он прожил на острове в безмолвии восемь лет до самой смерти Феофила (842). Императрица Феодора тотчас приказала св. Илариону вернуться в Константинополь и снова принять игуменство в Далматской обители. Он присутствовал при торжественном восстановлении Православия, в течение трех лет наставлял монахов в святом предании, сиял святостью жизни и чудесами.

В возрасте семидесяти лет прп. Иларион в мире отошел ко Господу (845).

Примечания
1* См. статьи о свв. Исаакии [30 м.] и Далмате [3 авг.].
2* См. статью о св. Иоанне, игумене Кафарском, под 7 апреля.
3* Св. Феодор Студит неоднократно адресовал ему похвалы (см.: Послания 214, 267, 291 и Большое Оглашение, 89). Его имя было включено в «Синодик в неделю торжества Православия».