Память святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского
Блж. святитель Иоанн (Максимович) родился в 1896 г. в деревне Адамовка Харьковской губернии в дворянской семье. При крещении он был наречен Михаилом. Будущий архиепископ учился сначала в военном училище в Полтаве, затем на юридическом факультете Харьковского университета. Революция и последовавшее за ней крушение Российской империи убедили его в тщете всего земного и слабости человеческих сил. Михаил решил отречься от мирской суеты и целиком посвятить себя служению Богу.
Во время гражданской войны (1921) семья Максимовичей бежала в Белград. Здесь Михаил завершил богословское образование и поступил в Милковский монастырь, где подвизалась община из двадцати сербских и русских монахов, полностью соблюдавших правила иноческой жизни. В 1926 г. митрополит Антоний Храповицкий (1863–1936), один из самых видных русских иерархов, уехавших в эмиграцию во время революционных потрясений, постриг его в монахи с именем Иоанн, в честь св. Иоанна Тобольского [10 ин.], его родственника.
Вскоре молодого монаха сделали наставником и преподавателем в Сербской семинарии в Битоле. Его подвижническая жизнь и отеческая заботливость оказывали сильное воздействие на учащихся. Обойдя студенческие спальни, свт. Иоанн проводил ночь в молитве, после которой позволял себе отдохнуть всего час или два сидя или простершись на полу перед иконами. Впоследствии он сам признавался, что после принятия пострига никогда не спал лежа. Он вкушал пищу только раз в день, незадолго до полуночи. Во время Великого поста свт. Иоанн питался только освященным хлебом, а в первую и последнюю недели вовсе воздерживался от пищи. Начиная с четверга, он готовился к предстоящей в воскресенье Божественной литургии и почти ничего не ел. Когда он читал молитвы, казалось, что он обращается к стоящим рядом Христу или святым, а когда выходил из алтаря, всё его лицо сияло.
Возглавлявший епархию свт. Николай Велимирович [6 мар.] часто посещал свт. Иоанна и говорил: «Это Ангел Божий в человеческом облике». Свт. Иоанн был в самых теплых отношениях и с другим святым нашего времени, о. Иустином Поповичем [25 мар.], своим коллегой по семинарии.
В 1934 г. Иоанн против своей воли был рукоположен в епископа и отправлен в Шанхай, где целиком посвятил себя поддержке и утешению многочисленных русских эмигрантов. Он начал с того, что примирил православных разных национальностей, разделенных спорами о юрисдикции, и организовал помощь наиболее бедным. В любую погоду он сам обходил улицы и собирал больных детей и сирот, как русских, так и китайцев.
Епископ основал сиротский приют, святым покровителем которого избрал св. Тихона Задонского. Вначале в нем было всего восемь детей, но потом их число возросло до трех тысяч пятисот.
Несмотря на многочисленные обязанности пастыря, святитель не только продолжал, но и умножал подвижнические труды и ежедневно служил Божественную литургию. У него появились язвы на ногах, но он отказывался от операции. Когда епископ наконец уступил настояниям прихожан и пошел на операцию, он в тот же вечер вернулся в храм и служил всенощную в канун Крестовоздвижения.
Святой довольствовался самой скромной одеждой, а из обуви носил только легкие сандалии. Впрочем, и их он нередко отдавал кому-нибудь из бедных и тогда приходил на богослужение с босыми ногами, что многих приводило в смущение. Служа Господу в таких же подвигах и такой же строгости, как древние отцы, свт. Иоанн получил дар прозорливости, которым пользовался с большой мудростью для наставления и спасения душ.
Бо́льшую часть времени он отдавал посещению больных. Он приносил им Святое Причастие, и присутствие Божие давало им утешение. Свт. Иоанн не чуждался ни заключенных, ни душевнобольных, которые принимали его спокойно и радостно, внимательно слушая проповеди епископа.
Во время японской оккупации, когда существование русской колонии в Шанхае постоянно находилось под угрозой, свт. Иоанн с риском для жизни руководил ею и продолжал посещать духовных чад, даже среди ночи, в самых опасных кварталах. С приходом коммунистов в 1949 г. пять тысяч русских эмигрантов были эвакуированы из Шанхая на один из Филиппинских островов, часто страдавший от тайфунов. За двадцать семь месяцев пребывания русских беженцев на Филиппинах их лагерь, защищаемый молитвами пастыря, не пострадал. Вскоре после отъезда большинства из них страшный тайфун полностью разрушил лагерь.
Неутомимый пастырь сумел добиться от властей в Вашингтоне разрешения на въезд в США для своих чад. Свт. Иоанн, по-прежнему живя в крайней скудости, взял на себя заботу об их обустройстве. Через два года он был возведен в архиепископа Русской Православной Церкви Заграницей. Вначале его резиденцией был Париж, затем – Брюссель. Одной из самых насущных проблем было примирение между русскими православными, разделенными на три юрисдикции. Свт. Иоанн не ограничивался пастырским окормлением русских эмигрантов, но проявлял живой интерес к делу восстановления Православия на Западе и весьма почитал западных святых, живших до схизмы 1054 г.: он приложил немало усилий к тому, чтобы восстановить их литургическое поминовение.
Как в Китае, так и в Европе, а впоследствии и в США, блаженный продолжал руководствоваться в своих действиях только Божественными заповедями, невзирая на условности общественных правил. Одни критиковали его за это, другие с восхищением называли Христа ради юродивым нашего времени. Однажды один католический священник, желая показать своим прихожанам, что святость есть не только в прошлом, воскликнул в проповеди: «Вот и сейчас на улицах Парижа можно встретить святого Иоанна Босоногого!»
Свт. Иоанн ни в чем не умалял своих подвижнических трудов, тщательно вычитывал в предписанные часы все чинопоследования, даже на перроне вокзала, и ежедневно служил Божественную литургию, поминая тысячи имен духовных чад. Неоднократно прихожане видели его парящим над землей в окружении сияния. Свт. Иоанн имел обыкновение повторять: «У меня слишком много работы, чтобы не молиться», метко определяя соединение подвижнических трудов с пастырской деятельностью.
В 1962 г. он был срочно командирован в Сан-Франциско для восстановления мира в русской общине, разделившейся из-за вопроса о строительстве собора.
Свт. Иоанн безропотно выносил клевету, никогда не осуждая других и не теряя душевного равновесия. Вопреки церковным установлениям, он даже приходил в гражданский суд, чтобы отвечать по возведенному на него обвинению в растрате казенных денег. Свт. Иоанн с безусловной строгостью относился ко всему, что касалось нравственности его прихожан и сохранения церковных традиций, но он щедро распространял божественную любовь на всех, кто приходил к нему, и всегда относился с особой веселой заботливостью к детям.
Свт. Иоанну был известен день его ухода из земного мира задолго до смерти. Он отошел ко Господу 19 июня (2 июля по гражданскому календарю) 1966 г. в Сиэтле, после того как отслужил Божественную литургию и в течение трех часов молился в алтаре.
Его похороны в соборе Сан-Франциско были торжеством примирения между православными. Из тысяч людей, приходивших почтить святые мощи, многие заметили, что на них не было никаких признаков тления и от них исходило чудесное благоухание. Впоследствии блаженный иерарх неоднократно являл свое небесное заступничество христианам всех юрисдикций, призывавшим его на помощь.