Память святого мученика Евлампия, усеченного мечом в Палестине. Память преподобного Марка Подвижника
Память преподобного Марка Подвижника
Св. блж. Марк жил около 430 г. Как представляется, он был учеником свт. Иоанна Златоуста и получил в его школе совершенное знание Ветхого и Нового Заветов. В дальнейшем он стал монахом близ Анкиры, в Малой Азии, и исполнял обязанности игумена до тех пор, пока, возжелав более жестокой духовной брани, не удалился отшельником в пустыню. Там он пребывал до самой кончины, последовавшей, когда ему было около ста лет.
В ответ на просьбы учеников и благочестивых христиан прп. Марк составил духовные сочинения, значение которых столь велико, что в византийских монастырях вошло в обычай говорить: «Все продай и купи Марка!»
В частности, он писал в опровержение мессалиан, которые отвергали ценность Таинств и утверждали, что, получив единожды «крещение Святого Духа», совершенный не имеет более нужды участвовать в жизни Церкви, довольствуясь постоянной молитвой. В ответ св. Марк настаивает на том, что вся духовная жизнь есть не что иное, как развитие благодати, полученной нами во святом крещении. «Христос, совершенный Бог, даровал крещеным совершенную благодать Духа, не приемлющую от нас приложения, но открывающуюся и являющуюся в нас по мере исполнения заповедей». Преступление Адама низвергло весь род человеческий в «противоестественное» состояние, предав смерти душевной и телесной. Человек обновлен уподоблением Христу, Второму Адаму, в омовении святого крещения и помещен в рай Церкви, как в новый Эдем. Отныне он свободен трудиться над исполнением заповедей и стяжанием святых добродетелей с целью обнаружить Христа во «внутреннейшей клети, сокровенной и чистой, своего сердца». Итак, благодать Святого Духа дана нам даром с момента нашего крещения. Однако она остается как бы ростком, пока мы не дали ей расцвести исполнением заповедей, возводящим нас постепенно к сознательному ощущению плодов Святого Духа «в чувстве всесовершенной уверенности».
Этот дар благодати, подаваемый нам крещением, не погружает нас в пассивное состояние, но, напротив, согласно св. Марку, становится началом постоянной борьбы с предрасположенностью к страстям, которые пребывают в нас, и с помыслами, которые возбуждаются бесами. Эта духовная брань осуществляется посредством покаяния, которое должно не только предшествовать крещению, но и продолжаться на протяжении всей нашей жизни. Итак, все христиане употребляют усилие до самой смерти, следуя путем покаяния, чтобы таким образом явить Христу, что они совершенно отвратились от наклонности ко злу, унаследованной от нашего праотца. «Все заповеди, – говорит св. Марк, – сводятся к одному, а именно – к покаянию». И святой прибавляет: «Господь сокрыт в Своих заповедях, и Его обретают в той мере, в какой Его ищут».
Нам, воинствующим таким образом ради Христа согласно духовному закону нашей обновленной свободы, должно постоянно прибегать к Нему посредством памятования о Господе, с болью сердечной, и приносить Ему, как приношения начатков, всякую мысль, нарождающуюся в нашем уме, отражая тем самым благодаря молитве нападения «трех исполинов» зла: неведения, нерадения и забвения. «В час памятования о Боге умножь моления, чтобы Бог вспомнил о тебе, когда ты забудешь Его», – советует святой подвижник. Итак, если мы будем стучать молитвой в дверь этого тайного святилища нашего сердца, терпеливо и без рассеяния, то Христос, Великий Первосвященник, в конце концов откроет нам, примет наше приношение и попалит его огнем Святого Духа, давая воссиять и в вечности благодати нашего крещения.