Память святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского
Свт. Кирилл родился, по всей вероятности, в Иерусалиме ок. 315 г. Его родители были людьми православными и благочестивыми. Он был рукоположен в священника св. Максимом, который поручил ему наставлять оглашенных. Кирилл был миролюбивым, смиренным и кротким человеком, более занятым обучением паствы, чем бесконечными богословскими спорами, которые вносили разлад в Церковь после Никейского Собора. И хотя он избегал употреблять слово «единосущный» (омоусиос), однако полностью разделял православную веру.
Его сдержанность заставила ариан поверить, будто он принадлежит к их числу. После смерти Максима (347) народ избрал Кирилла на его место. Арианин Акакий, митрополит Кесарии Филипповой, которой тогда был подчинен Иерусалим, утвердил это избрание и рукоположил его в епископа. Но вскоре он должен был с горечью признать свою ошибку, потому что новый епископ открыто разъяснял православное учение о Божественной природе Сына и Слова Божия, изложив для оглашенных Символ веры в «Огласительных поучениях». Будучи пастырем добрым (см.: Ин. 10:11), Кирилл мудро управлял Святым Городом, который, благодаря строительству при Константине Великом, обрел новую славу и привлекал множество паломников со всех концов христианского мира.
В 350 г. св. Кирилл, как и все жители города, стал свидетелем удивительного явления в небе огромного светоносного креста, протянувшегося от Голгофы до Елеонской горы, и написал об этом императору Констанцию. Он также способствовал учреждению праздников и процессий в святых местах, что заложило впоследствии основы некоторых главных церковных праздников.
Несколько лет спустя епископ Кирилл предоставил митрополиту Кесарии Акакию ходатайство, в котором просил признать апостольские преимущества Иерусалима, что уже сделали отцы Никейского Собора, однако не определив их точно. Эти притязания вызвали ненависть Акакия. Он решил добиться осуждения епископа и вызвал его на церковный суд. Обвинением послужил тот факт, что во время голода Кирилл, дабы накормить бедных, продал священные сосуды и церковные облачения церкви Воскресения. Поскольку Кирилл не подчинился его неоднократным приглашениям, он низложил епископа и силой изгнал из Иерусалима, поставив на его место арианина. Св. Кирилл заявил протест, настаивая, что его дело подлежит ведению высшей церковной власти.
В ожидании ответа он нашел прибежище в Тарсе Киликийском у епископа Сильвана. Несмотря на угрозы Акакия, тот принял его как брата и попросил проповедовать народу, который слушал его с воодушевлением, как мужа воистину апостольского. Собор, созванный в 359 г. в Селевкии, оправдал Кирилла и низложил Акакия. Однако решение так и не вступило в силу, поскольку митрополит Кесарии поспешил в Константинополь, где оказал давление на императора Констанция, дабы тот отменил решение Собора. Император повелел утвердить низложение Кирилла на собрании арианских епископов (360).
Когда немного времени спустя Юлиан Отступник пришел к власти, св. Кирилл сумел воспользоваться политикой религиозной терпимости, проводимой императором с целью подготовить восстановление язычества. Он вернулся на свою кафедру, так же как и другие епископы, сосланные при Констанции. Но это было лишь затишье перед новыми бедствиями.
Язычники Газы, побуждаемые императором, подняли восстание против христиан, которое вызвало многочисленные жертвы, а затем разрушили монастырь прп. Илариона Великого [21 окт.] и изгнали его монахов. Юлиан Отступник хотел доказать ошибочность пророчества Христа об окончательном падении Иерусалимского Храма (ср.: Мф. 24:2), разрушенного римлянами при императоре Тите, поэтому он позволил иудеям его восстановление. Но, по пророчеству св. Кирилла, работы были вскоре прекращены из-за ужасного землетрясения, которое разрушило даже фундамент древнего Храма, а огонь, вышедший из-под него, одни постройки уничтожил, а другие повредил, оставив очевидные для всех следы гнева Божия.