Память священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси
Св. Ермоген родился в 1530 г. в бедной семье на Вологодчине. Он был воспитан в небольшом Преображенском монастыре, основанном незадолго перед тем в Казани св. Варсонофием Тверским [2 мар.]. Служа священником в церкви Святого Николая, он однажды стал свидетелем чудесного явления иконы Божией Матери и держал ее в руках. Через несколько лет, когда умерла его супруга, он принял постриг. Затем стал игуменом Преображенского монастыря.
В 1589 г. он был рукоположен в епископа Казани и продолжил дело обращения татар, начатое его предшественником, св. Гурием [4 дек.]. С великим трудом, проповедью и писаниями, он искоренял языческие обычаи своего народа, а новообращенных старался удержать от ухода ради материальных благ в ислам, католичество или протестантизм. Большое рвение он проявил к почитанию памяти мучеников и епископов, которые до него освятили казанские земли своей кровью и евангельскими деяниями. Литературно одаренный, почитавшийся одним из образованнейших людей своего времени, св. Ермоген писал жития святых, богословские трактаты в защиту Православия, обильной перепиской осветил путь своему народу во время Смуты (1605–1613).
Смерть Бориса Годунова в 1605 г. оставила Русское царство в тяжелом кризисе престолонаследия, который открыл свободное поле деятельности для соглашателей и заговорщиков. В 1605 г. Григорий Отрепьев узурпировал царский титул и решил жениться на польской принцессе, объявив себя царевичем Димитрием, последним сыном Ивана Грозного, умершим при загадочных обстоятельствах. Призванный в Москву вместе с остальными епископами, Ермоген был единственным, кто воспротивился во имя Православия задуманному браку. За это он был низложен и просидел в тюрьме вплоть до смерти самозванца, которая наступила на следующий год.
Когда на престол вступил боярин Василий Шуйский (1606– 1610), Ермоген был возведен в патриаршее достоинство после низложения лжепатриарха Игнатия. Первым делом он восстановил сгоревшую московскую типографию и начал издание литургических книг, которые под его руководством исправлялись по греческим оригиналам. Несмотря на преклонный возраст – семьдесят лет, он показал пламенную ревность о Православии и проявил большую активность в защите прав законного государя. Его сан во времена постоянных политических катаклизмов, общественной смуты, вторжений поляков и литовцев, иезуитской пропаганды был не почестью, а крестом и мученичеством. В первые же месяцы его патриаршества царю Василию потребовалась помощь Ермогена против казаков Ивана Болотникова, шедшего на Москву. Патриарх собрал народ, объявил о трехдневном посте, обратился с письмами в различные города и смог собрать ополчение против восставших.
Едва было отпраздновано единение народа с законным государем, как под стенами Москвы появился новый самозванец, тоже нарекшийся Димитрием. Его поддержали поляки, которые надеялись с его помощью обратить Россию в католичество. Он обещал великую выгоду тем, кто к нему присоединится. Несмотря на усилия св. патриарха, восставшим удалось добиться отречения царя (июль 1610).
Воспользовавшись ситуацией, польский король Сигизмунд предложил москвичам избрать на престол своего сына Владислава, пообещав им, что тот сразу примет Православие. Но свт. Ермоген, не веря лживым посулам и не побоявшись угроз со стороны польских посланников, потребовал предварительного обращения князя еще до восхождения на русский престол. Он вновь стал посылать письма в русские города, прося помощи для столицы, оккупированной восставшими и поляками.
В Неделю ваий 1611 г. патриарх, исполняя обычный ритуал, в процессии проехал на ослике перед войсками неприятеля. На Страстной седмице враги почти полностью сожгли город, схватили патриарха и бросили в тюрьму, вновь поставив на его место сговорчивого Игнатия.
Большое русское войско готовилось тем временем к штурму Москвы. Ермогена освободили из темницы и потребовали предотвратить это нападение, но патриарх остался непреклонен. Эта попытка освобождения города потерпела неудачу из-за раскола в стане русских. Когда же в Нижнем Новгороде удалось собрать новое ополчение, свт. Ермоген отправил им послание, уговаривая быть едиными для общего благого дела. В этом письме, тайно переданном армии и народу, он писал: «Если вы пострадаете за веру, Бог простит ваши грехи в этой жизни и в будущей». Чем ближе войска подходили к Москве, тем тяжелее становились условия его пребывания в темнице. Он умер от голода и жажды в ужасном застенке 17 февраля 1612 г. за несколько месяцев до освобождения Москвы.
При патриархе Никоне, в 1652 г., его нетленные святые останки были положены в Успенском соборе. Они стали предметом глубокого народного почитания задолго до официальной канонизации в 1913 г. Многочисленные чудеса подтверждали, что святой обрел милость у Господа, и являли действенность его заступничества за русский народ.