Память святителя Павла, архиепископа Константинопольского, исповедника
Св. Павел родился в Фессалонике в начале IV в. Во время Первого Никейского Собора он был еще совсем юн, но уже вскоре стал видным ученым мужем Константинопольской Церкви. Павел был известен чистотой жизни, кротостью и безупречным исповеданием православной веры. Поэтому, несмотря на молодые годы, он был рукоположен в диакона, а затем в пресвитера архиепископом Александром [30 авг.].
Любимый всеми верующими Константинополя, он был поставлен архиепископом в 340 г., по смерти Александра, который назначил его своим преемником. Однако такой выбор вызвал озлобление у ариан, и они оклеветали Павла перед императором Констанцием, пребывавшим в то время в Антиохии. Когда правитель узнал о хиротонии молодого православного, он возвратился в столицу и в гневе созвал Собор арианских епископов, который низложил Павла и поставил вместо него епископа Евсевия Никомидийского, одного из идейных руководителей ариан.
Еретики решили, что теперь они смогут одержать полную победу, поскольку император и архиепископ Константинопольский были их горячими сторонниками. С самого начала правления Евсевий стал жестоко преследовать приверженцев Никейского Собора. Но Господь не оставил Своей Церкви: через год Евсевий умер, и православные христиане столицы призвали к себе Павла, который укрывался в Риме у папы Юлия вместе со свт. Афанасием Александрийским, также изгнанным за имя Христово.
Когда святой исповедник возвратился на архиепископский престол, начались новые смуты, поскольку ариане избрали и рукоположили преемником Евсевия еретика Македония. Последний присовокупил к неправому учению Ария о Сыне Божием богохульство, отрицающее Божественность Святого Духа. Узнав о возвращении свт. Павла, император Констанций, находившийся в Антиохии, отдал приказ полководцу Гермогену войти с войском в столицу и изгнать предстоятеля силой. Народ восстал, начались уличные столкновения, были многочисленные жертвы, да и сам Гермоген пострадал в народной расправе. Восставшие убили его, протащили тело по всему городу и сожгли его дом. Вскоре в Византию прибыл разгневанный император, изгнал св. Павла и обрушил свой гнев и на Македония, назвав его причиной всех волнений.
Свт. Павел вновь укрылся в Риме. На Западе он получил поддержку императора Константа, пребывавшего в Трире. Благодаря посланиям папы к восточным епископам, в которых он порицал их за отношение к свв. Павлу и Афанасию, Павлу через некоторое время удалось вернуть себе престол. Это событие было встречено народным ликованием. Но Констанций, не желая прекращать борьбу против православных, приказал эпарху Филиппу вновь низложить Павла и возвести Македония на константинопольский престол, не допуская при этом народных волнений. Для этого Филипп прибег к хитрости: под предлогом оказания почестей он заманил святого в место, где были расположены купальни, а там его похитили и тайно переправили в Фессалонику, откуда многострадальный епископ снова направился в Рим.
В 347 г. по окончании Сардикского Собора Афанасий и Павел смогли вернуться к своим обязанностям. Благодаря законному пастырю Константинопольская Церковь три года жила в мире и Православие находилось в безопасности. Но спокойствие было непродолжительным. В 350 г. военачальник Магненций поднял мятеж против православного императора Запада Константа, и войско провозгласило императором его самого. Притязания Магненция на власть над всеми частями империи вынудили Констанция начать против него войну. После ряда тяжелых кампаний император-еретик захватил Лион и восстановил единство империи под своим владычеством. Равновесие, существовавшее до того момента при православном императоре Запада, было поколеблено, и отныне Констанций мог беспрепятственно гнать сторонников Божества Иисуса Христа. По его приказу св. Павла схватили, заковали в цепи и отправили сначала в Сингар, затем в Эмесу и, наконец, в Кукуз в далекой Армении.
В один из дней, когда архиепископ служил Божественную литургию, ариане ворвались в храм и задушили св. Павла его собственным омофором.