Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Неделя по Рождестве Христовом

Царь-пророк Давид был младшим из восьми сыновей Иессея, живших в Вифлееме ок. 1000 г. до Р.Х. Юный пастух Давид отличался благочестием, мудростью, смирением и величайшей кротостью, что не мешало ему быть храбрым в сражениях. Когда царь Саул непокорностью навлек на себя гнев Господень, Бог отвернулся от него и послал пророка Самуила тайно помазать смиренного Давида царем Израиля. Господь обещал Давиду и его потомкам Свое благоволение на вечные времена.

С той поры Дух Божий отошел от Саула, которого все чаще стали посещать жестокие приступы безумия, и почил на юном пастухе Давиде. Призванный к одру царя, Давид умирял его страхи сладкозвучными мелодиями, играя на гуслях, и этим снискал его расположение.

Когда филистимляне начали войну с Израилем, Давид принял вызов великана Голиафа и вышел померяться силами с тем, кого все считали непобедимым. Он выступил в одиночестве, без военных доспехов, сопровождаемый лишь насмешками и изумлением. Бросившись навстречу противнику и призывая себе в помощь одно лишь имя Божие, Давид поверг его ниц первым же камнем, пущенным из пращи и поразившим гиганта в голову.

После этой победы Давид стал царским полководцем и, одерживая победу за победой, снискал себе такую славу в народе, что вызвал этим жестокую ревность Саула. Царь несколько раз пытался погубить того, кого сам сделал своим любимцем и кому собирался отдать в жены свою дочь. Он отправлял Давида в самые опасные военные походы, надеясь на его гибель в бою, однако всякий раз Давид возвращался славным победителем, что еще более разжигало ненависть Саула.

Благодаря помощи Ионафана, сына Саула, любившего Давида как родного брата, ему удалось спастись от царских козней и бежать прочь от царского двора. Не сумев найти убежища у филистимлян, Давид принялся странствовать в сопровождении шести сотен человек – членов своей семьи и людей, бежавших от насилия царя. Повсюду их преследовали воины Саула, предававшие смерти каждого, кто осмеливался прийти на помощь беглецам, но Господь всякий раз избавлял их от опасности. Дважды Давид имел возможность уничтожить своего врага, но сохранял ему жизнь из великодушия и почтения к тому, кого смиренно почитал помазанником Господним и законным царем Израиля.

Опасаясь новых приступов царского гнева, Давид и его спутники нашли наконец пристанище в Гефе у филистимского царя Анхуса, ведя войну с окружавшими город кочевыми племенами. Когда между филистимлянами и израильтянами вспыхнула новая война, Давид по требованию филистимских князей был удален из царского войска и вскоре отправился на войну с амаликитянами.

Возвратившись обратно после тяжелого поражения Израиля на горе Гелвуй, Давид горько оплакивал гибель своего друга Ионафана и смерть Саула, сочинив в их честь волнующую песнь.

По велению Господа он отправился в Хеврон, где колено Иудино признало его новым царем, тогда как Иевосфей, сын Саула, был поставлен править прочими коленами при помощи военачальника Авенира. Между царями началась война, завершившаяся через семь лет поражением северного царства и признанием Давида в качестве единого царя всего Израиля. Давид сделал столицей Иерусалим, отвоеванный им у иевусеев.

После новых побед над филистимлянами и прочими языческими племенами, избранник Божий расширил пределы своего царства до Евфрата на востоке, Средиземного моря на западе, Ливанских гор на севере и Аравийской пустыни на юге. После этого он повелел перенести Ковчег Завета в сопровождении торжественной музыки и хвалебных песнопений в Иерусалим, ставший с тех пор не только столицей земного Израиля, но и духовным центром богоизбранного народа, святым градом, в котором пребывала слава Господня. Иерусалим земной стал прообразом и провозвестием Небесного Иерусалима, грядущего с Небес в конце всех времен (см.: Откр 21).

Давид некогда поклялся Господу: Аще дам сон очима моима, и веждома моими дремание, и покой скраниама моима; дóндеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю (Пс 131, 4–3). Видя теперь торжественное исполнение своего обета, он был охвачен такой радостью, что, не помня себя, сам стал во главе процессии и принялся петь и плясать, не видя в том позора. Затем он взялся за устройство жертвоприношений и религиозных церемоний, заботливо следя за тем, чтобы все происходило в надлежащем порядке и благочинии. Он сам поставил священников и левитов, определив каждому надлежащее служение при доме Господнем.

Царь Давид по наитию Духа Святого сложил множество псалмов во славу Господа для чтения на богослужении. Псалмы Давидовы, составляющие основную часть нашей Псалтири, с неподражаемой искренностью выражают все грани благоговения человека перед Творцом и являются первоосновой церковной молитвы, как частной, так и литургической.

Являя пример добродетели своими поступками и образец мудрости – своими словами, пророк Давид стал величайшим и славнейшим царем Израиля и провозвестником грядущего Мессии – Иисуса Христа. Христос справедливо именуется сыном Давидовым, то есть его потомком по плоти, ибо пришел в мир, чтобы Воскресением Своим исполнить обетования, данные Господом царю-пророку (см.: Деян 13,32). Поэтому само имя Давида стало синонимом Спасителя, Который должен был установить на земле Царство Небесное не от мира сего (Ин 18, 36): И Я, Господъ, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них (Иез 34,24).

Несмотря на избрание от Бога и все свои добродетели, царь Давид так и не дожил до окончательного исполнения своего желания – воздвигнуть храм Господень, в котором слава Его вечно пребывала бы на земле. Это святое дело надлежало исполнить тому, чьи руки не были обагрены человеческой кровью, пролитой в сражениях. Величайшая честь выпала сыну Давида, премудрому царю Соломону, унаследовавшему от отца царство, в котором был восстановлен мир. Поэтому он мог приложить все свои усилия к возведению дома Господня. Сам же Давид сумел лишь приготовить для этого все необходимые средства.

При всех своих высоких качествах Давид не обладал совершенством своего потомка по плоти – Иисуса Христа. Будучи человеком, он испытывал на себе действие страстей и впадал в грех. Имея уже двадцать жен, он все еще не мог утолить своего сладострастия. Узрев однажды прекрасную Вирсавию, Давид воспылал такой страстью, что не поколебался послать ее мужа, Урию Хеттеянина, на верную гибель. Царь поставил его в первые ряды воинов, осаждавших Равву, чтобы таким образом расчистить путь своему вожделению. По истечении положенного времени траура Давид взял Вирсавию в жены. У них родился сын, вскоре умерший по действию гнева Господня. Бог, не желающий смерти грешника, но чтобы обратился от пути своего и жив был (Иез 33,11), не предал Своего избранника окончательной погибели, послав к нему пророка Нафана, который сумел исподволь заставить царя осознать весь ужас совершенного им греха. Ослепленный порочной страстью, Давид совершил убийство, но, как только совесть его была разбужена словами пророка, он смиренно исповедал свое прегрешение пред Господом. Давид принес Ему столь совершенное покаяние, что написанный им тогда же покаянный псалом, начинающийся словами: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Пс 50), – стал для всех кающихся образцом молитвы, которую надлежит возносить Господу, дабы испросить Его прощения.

Помилованный Богом, Давид увидел рождение Вирсавией Соломона, но до конца дней был вынужден сносить непокорность другого сына, Авессалома. Тот поднял мятеж против отца в надежде захватить власть и заставил царя спасаться бегством, как некогда во времена его юности. В конце концов, мятежный сын погиб в бою, сраженный Иоавом, военачальником Давида. Когда Давид, не державший в своем сердце зла, узнал об этой победе, то вместо радости стал горько оплакивать смерть того, кого никогда не переставал считать своим сыном.

Восстановив мир между коленом Иудиным и прочими коленами Израилевыми, которые соперничали из-за царских милостей, Давид утвердил Соломона своим преемником, завещав хранить заповеди Божии и завершить возведение храма. Затем, воздав Господу хвалу за все славные деяния, которые Бог совершил руками Своего помазанника, царь призвал собрание народа славить имя Господне и мирно почил в своем граде Иерусалиме. Ему было семьдесят лет, он процарствовал в общей

сложности сорок лет: семь из них – в Хевроне над Иудой и тридцать три года – в Иерусалиме над всеми коленами Израиля.

Иосиф Обручник за святость и праведность удостоился быть свидетелем и служителем великого таинства Боговоплощения. Он происходил из царского колена Иудина, из дома Давидова. Сын Иакова (Мф 1,16), он был простым плотником в Назарете и от своей первой жены имел четырех сыновей: Иакова, Иосию, Иуду и Симона (или Симеона) – и трех дочерей: Есфирь, Марфу и Саломею, ставшую женой Зеведея и матерью апостолов Иакова и Иоанна. Он овдовел и был уже немолодым человеком, когда, по указанию Божию, первосвященник избрал его защитником и покровителем Марии, потому что двенадцатилетней Деве надлежало покинуть Храм. Таким образом, он сделался в глазах людей ее законным супругом.Однако еще до истечения времени обручения Пресвятая Дева зачала наитием Святого Духа. Когда она возвратилась в Назарет после трехмесячного пребывания у Елизаветы, в ней уже были заметны первые признаки будущего материнства. Видя это, прав. Иосиф был весьма встревожен и озадачен вопросом, как могла Дева, посвященная Господу, осквернить себя тайным прелюбодеянием? Правила строгой морали требовали от Иосифа отвергнуть будущую жену по всем предписаниям Закона, однако, будучи человеком праведным и сострадательным, он не желал предать юную невесту публичному позору. Тогда, ища утешения в молитве, Иосиф принял решение тайно отпустить Марию. В видении перед ним предстал Ангел Божий и уверил в том, что зародившееся во чреве Марии Дитя – от Духа Святого, велел принять нареченную жену и стать для Младенца приемным отцом, вместе с Марией заботясь о Его воспитании.Тогда Иосиф принял Марию в свой дом и сочетался с ней браком, сохранив, однако, в секрете великую тайну, в которую был посвящен, вплоть до того времени, когда супруги отправились в Вифлеем для участия в переписи. Прав. Иосиф стал одним из первых очевидцев чуда из чудес – рождения Богомладенца, получив великую честь, полагавшуюся отцу, – дать новорожденному имя Иисус.

После поклонения волхвов и пастухов, пришедших в рождественский вертеп, Ангел вновь явился Иосифу во сне, велев немедля взять Марию с Сыном и отправиться в Египет, дабы избежать смерти, уготованной Иродом.

Когда опасность миновала, Иосиф с семьей вернулся в Назарет и вновь занялся привычным для себя ремеслом плотника, которому обучал также, вкупе со всеми своими познаниями в законе Божием, маленького Иисуса – Творца и Законодателя вселенной, облекшегося человеческой слабостью и неведением, дабы привести нас к познанию истины.

Так годы детства нашего Спасителя проходили в безвестности, тихих размышлениях, повседневном труде и послушании Его земным родителям, под опекой Иосифа, молчаливого хранителя великой тайны, и Марии, смиренно размышлявшей в сердце своем над чудом Боговоплощения. Когда Спасителю близилось время явить Себя людям, св. Иосиф, смиренно и самоотверженно исполнивший свое предназначение, предал душу Господу в присутствии Иисуса и Марии. По легенде, он произнес перед смертью такие слова: «Болезнь и страх смертный обступили меня, но душа моя обрела покой с тех пор, как услышал я твой голос, Иисус, защитник мой, Иисус, спаситель мой, Иисус, пристанище мое, Иисус, чье имя сладко в устах моих и в сердцах всех любящих Тебя». Св. апостол Иаков, сын Иосифа и брат Иисуса, поминается в этот день вместе с Давидом, великим предком Христа, и Иосифом, Его приемным отцом. Мы чтим его память не только ради его родства с Господом по плоти, но почитаем и как прообраз духовных чад Божиих, ибо св. Иаков стал впоследствии первым епископом Иерусалима – матери всех Церквей.

Молитвами святых Твоих,

Господи Иисусе Христе, помилуй нас.

Аминь.

Примечания
1* История св. Давида излагается в 1Цар 16; 2Цар 24; 3Цар 1–2 и 1Пар 11–29.
2* Гад.
3* Акиш.
4* См. выше: Неделя святых отец.
5* См. память св. Иоанна Евангелиста [26 сен.]
6* По этой причине в западной духовной традиции ему молятся об об ретении благой и мирной кончины во Христе.
7* Отдельно поминается 23 октября.
8* Следует вместе с тем отметить, что изначально в Иерусалиме в этот день поминался вместе с царем Давидом не апостол Иаков, а патриарх Иаков (см.: Garitte. Calendrier, р. 418). По обычаю, засвидетельствованному начиная с IV в. и известному также в Риме, в дни, следовавшие за Рождеством, праздновалась память наиболее выдающихся апостолов: Петра и Павла – 28 декабря и Иакова и Иоанна – 29 декабря.