Память святого великомученика Артемия
Прославленный мученик Христов св. Артемий жил в правление Константина Великого. Происходя из знатной семьи, он пользовался расположением императора и ок. 330 г. был возведен в достоинства патрикия и дукса августалия (военного наместника) Александрии и Египта. Несмотря на мирские почести и достоинства, он оставался верным христианином, не забывая о проповеди Благой Вести.
По смерти Константина (337) империя была разделена между тремя сыновьями императора. Констанций унаследовал всю восточную часть империи и обосновался в Константинополе. Узнав, что мощи апостола Андрея находятся в Патрах, на Пелопоннесе, а мощи св. Луки в беотийских Фивах, он поручил Артемию перевезти святыни в столицу и положить в церкви Святых Апостолов.
Некоторое время спустя Констанций отправился с армией на Восток воевать с персами. Воспользовавшись отсутствием императора, его родственник Юлиан захватил власть над Западной Римской империей, присоединенной Констанцием в 351 г., и хотел провозгласить себя императором. Констанций отправился назад в столицу, чтобы исправить положение, однако умер по дороге, в Киликии, едва успев принять святое крещение. Так в 360 г. Юлиан стал во главе обеих империй.
Приняв императорское достоинство, он счел себя новым пророком и сразу же начал восстанавливать языческие культы, за что получил прозвание Отступник. По всему государству он разослал эдикты с приказанием возобновить почитание идолов в храмах. Он запретил проповедникам свободно учить о Христе и приказал окропить идоложертвенной кровью рыночные площади и продукты, дабы принудить жителей к поклонению идолам. Во многих областях империи христиане вновь выбирали мученичество за Христа.
Юлиан Отступник, обосновавшись в Антиохии, приказал всем главам провинций присоединиться к нему с войсками для возобновления войны с персами. Очередь дошла и до Артемия. Руководствуясь Священным Писанием (ср.: Рим 13, 1–2), он оставался верен властям, которые установлены Богом. Артемий собрал свои войска и отправился из Александрии в Антиохию.
Именно тогда, когда он прибыл в этот город, император велел привести к себе двух священников, Евгения и Макария, желая заставить их отказаться от Христа. Оба пресвитера мужественно опровергали все доводы Юлиана, отстаивая святое учение об искуплении. Исчерпав аргументы, император приказал наказать священников пятьюстами ударами кнута.
Артемий, возмущенный происходящим, приблизился к правителю и сказал: «Все козни против христиан внушены диаволом, они бесплодны, потому что через Крест Христов горделивая сила бесовская была побеждена. Боги, которых ты почитаешь под именем Гермеса или Аполлона, – ничто иное, как дерево и металл безжизненных статуй». Удивление императора сменилось гневом, когда он увидел, что это Артемий, дукс Египта, обращается к нему с такой уверенностью. К тому же император подозревал, что Артемий подтолкнул императора Констанция к убийству его брата, Галла Константина, цезаря на Востоке. Юлиан приказал арестовать Артемия, отнять все знаки достоинства и привести к нему на следующий день, чтобы покарать за дерзость. Без всякого уважения воины связали Артемия, подвергли бичеванию и заключили в тюрьму вместе с двумя другими мучениками.
Исполненный радости, Артемий обратил молитву к Господу: «Благодарю тебя, Владыка, за то, что счел меня достойным страдать из любви к Тебе и оказаться в сонме Твоих святых». На следующий день Евгений и Макарий были отправлены в ссылку в области Аравии, враждебные по отношению к империи. Там они позднее были обезглавлены [20 дек.].
Юлиан, призвав Артемия, вначале пообещал ему высокие почести императорского вельможи и даже назначение на пост верховного жреца языческих богов, лишь бы только он согласился не придерживаться более учения тех, кого называют «галилеянами». Но такие обещания уже не могли прельстить святого, который умер для бренного мира со всеми его заблуждениями. Артемию также казалось напрасным произносить длинную речь в защиту христианства перед Юлианом, получившим в юности христианское образование. Он ограничился снятием с себя ложных обвинений в убийстве Галла и заявил, что ничто на свете не заставит его покинуть камень христианской веры.
Бессильному тирану не оставалось ничего, кроме утоления гнева пытками. Он велел колоть тело святого раскаленными железными прутьями. Но, к его великому разочарованию, ни один крик, ни даже вздох не вырвался из уст Артемия.
Вечером святому в темнице явился Христос и чудесным образом исцелил его раны. Укрепленный и ободренный этим видением, мученик прожил пятнадцать дней без воды и пищи, все время стоя, погруженный днем и ночью в молитву и созерцание Небесных тайн.
В это время Юлиан отправился в Дафну, пригород Антиохии, откуда приказал перенести останки св. Вавилы [4 сен.] на городское кладбище, дабы обновить храм и золотую статую Аполлона. Однажды ночью, когда жрецы приносили жертвы и молились, чтобы мнимый бог соблаговолил открыть деревянный рот и изречь предсказание, огонь сошел с неба, полностью разрушив храм и статую Аполлона. При этом никто не смог потушить пламя. Обвинив в случившемся христиан, Юлиан повелел закрыть новые церкви и усилил гонения по всей империи. В Самарии он приказал предать огню мощи пророка Елисея и Иоанна Крестителя, в Кесарии Филипповой велел перевернуть статую Христа, возведенную, по преданию, кровоточивой женой. Юлиан также позволил и помогал иудеям восстанавливать Храм в Иерусалиме, разрушенный в 70 г., дабы опровергнуть слова Христа о прекращении Ветхого Закона. Повсюду христиане были жестоко гонимы.
Тогда Юлиан решил казнить Артемия и таким образом положить конец его влиянию на людей. Он приказал разбить надвое огромный камень, находившийся недалеко от театра, и положить святого на одну часть камня, а другую скинуть на него сверху. Как только камень упал, все хорошо слышали, как ломались кости. Св. Артемия так и оставили до следующего дня, думая, что он уже предал Богу душу. Но каково же было удивление тирана, когда, поднявши камень, он увидел человека с переломанными костями, выпавшими на землю внутренностями и зрачками, который все еще продолжал насмехаться над ложными богами и восхвалять Крест Христов. Далекий от того, чтобы обратиться в христианство при виде чуда, Юлиан приказал обезглавить Артемия.
Мученик с великой радостью принял эту новость и, подняв руки к небу, чтобы возблагодарить Господа, стал молиться о спасении Церкви. Он сам дошел до места казни, три раза простирался на земле, обратившись на восток, и с великой радостью предал себя в руки палача.
Некая благочестивая благородная женщина сумела взять тело святого мученика и перенесла его в Константинополь. Там на протяжении веков мощи св. Артемия почитались верующими и от них произошло множество чудес.