Память святого мученика Уара и шести подвижников, с ним пострадавших, а также блаженной Клеопатры и ее сына Иоанна
Св. Уар происходил из весьма благочестивой и знатной семьи. Он служил в армии в Египте при императоре Диоклетиане, ок. 304 г. Мужество и доблесть Уара сделали его одним из любимцев императора, но эти почести не могли помешать ему смотреть с восхищением на подвиги святых мучеников. Уар имел обыкновение навещать в тюрьме семерых святых подвижников, которые пребывали в заточении за веру Христову. Когда приблизился день суда, один из них умер. Уар увидел в этом божественное знамение, указывавшее на возможность перебороть страх, который мешал ему предаться самому в руки палачей. Он решил встать в ряды мучеников вместо умершего.
Когда Уар вышел вперед и открылся перед судьей, тот не смог сдержать удивления. Но его охватил безудержный гнев, когда святой объявил, что ничто не заставит его изменить принятое решение и предпочесть радости преходящего мира вечным наслаждениям, которые обещаны верным воинам Христовым.
Тогда Уара привязали к дыбе, и судья приказал избить святого толстыми кожаными ремнями. Мученик направил взор на шестерых подвижников – свидетелей этого зрелища и попросил их помолиться Богу, чтобы Он дал ему силы в испытании, ибо дух бодр, плоть же немощна (Мф 26, 41). Как только святые подняли руки к небу и обратили горячую молитву к Господу, Уар почувствовал, будто некая рука поддерживает его и смягчает удары розог и хлыстов еще до того, как они поражали его. Боль от пыток сменилась приятностью под воздействием благодати Духа, который излечивал его, и впредь Уар с радостью переносил пытку.
Его спокойствие и уверенность удесятерили ярость мучителей. Связав его, они бросили христианина на землю, разорвали ему утробу, так что внутренности выпали на землю. Наконец они вновь привязали его к столбу. Уар отошел ко Господу только через пять часов, в течение которых он еще находил силы ободрять товарищей. Шесть его сподвижников были усечены мечом.
Одна благочествая женщина по имени Клеопатра, родом из Палестины, присутствовала при мученической кончине св. Уара. После того как наступила ночь, она вместе с юным сыном и другими христианами отправилась взять драгоценные останки святого. Затем Клеопатра похоронила их в подвале своего дома.
Несколько лет спустя, пожелав вернуться на родину, она забрала с собой святые мощи, уверяя всех, что речь идет об останках ее покойного супруга. Клеопатра поместила святыню в местечке неподалеку от горы Фавор. Вскоре туда начали стекаться верующие, чтобы получить исцеление недугов от мощей святого. Там построили церковь, и в день освящения храма Клеопатра и ее сын служили паломникам весь день.
Неожиданно ребенок заболел и умер. Безутешная мать тотчас принесла его тело на могилу св. Уара и обратилась к нему с мольбой, напоминая о том, как она ему служила ранее. Изможденная, она заснула и увидела во сне святого, который держал ребенка на руках, оба были в сияющих одеждах. Святой упрекнул Клеопатру в маловерии и сказал, что сын теперь находится под его покровительством. Ребенок же в свою очередь заверил мать, что ни в коем случае не хочет оставить жизнь вечную и благостную, чтобы вернуться в мир страдания. Клеопатра захотела присоединиться к ним, но св. Уар поручил ей еще некоторое время потрудиться во спасение, и они исчезли, благословив ее.
Пробудившись, благочестивая женщина переодела тело сына в праздничные одежды и приступила, полная радости, к погребению. Она раздала все имущество бедным и посвятила жизнь служению при храме. Она так угодила Богу постом, ночным бдением, милостыней и молитвами, что удостоилась созерцать сына каждое воскресенье в его сияющей обители. Через семь лет она предала Богу душу и присоединилась к Уару и сыну в славе избранных.
Память перенесения мощей преподобного Иоанна Рильского
Св. Иоанн родился в 876 г. в окрестностях болгарского гор. Софии. Он происходил из благочестивой зажиточной семьи. Иоанн рано остался сиротой. Еще в юности он прославился добродетелями и, как только представилась возможность, раздал все свое имущество бедным и удалился в монастырь.
После того как Иоанну было видение, он ушел в Рильские горы, чтобы пребывать наедине с Богом. Отшельник одевался в козьи шкуры, питался дикими травами, и единственным его занятием была молитва. Напрасно бес старался устрашить его, принимая облик ужасных чудовищ, – святой оставался тверд как камень.
Претерпев искушения, Иоанн удалился в темную пещеру. Вскоре его племянник Лука, охваченный божественной ревностью, пришел разделить с ним одиночество и под его руководством проводить ангельскую жизнь, несмотря на свой юный возраст. Но диавол открыл отцу молодого человека место, куда тот удалился. Разгневанный отец пришел забрать его силой, упрекая Иоанна в том, что он сбивает с пути молодых. Напрасно святой старался убедить его словами Христа: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф 19,14), – это не помогло, и рыдающему Луке пришлось вернуться в семью. Но по молитвам святого Господь не допустил, чтобы чистота юноши запятналась при соприкосновении с миром, и показал отцу, что нельзя противостоять воле Божией: змея укусила юношу, и он умер несколько дней спустя.
По прошествии двенадцати лет, прожитых в покое пещеры, прп. Иоанн подвергся нападению разбойников и вынужден был найти убежище в дупле дуба. Пастухи обнаружили укрытие святого, и один из них украл у Иоанна горох.
Когда он похвалился этим перед товарищами, они подошли к нему, чтобы получить еду, но не нашли ни единой горошины. Поняв, что произошло чудо, пастухи тотчас пошли просить прощения у человека Божия.
Поскольку слава о святом отшельнике распространялась, к нему стали издалека прибывать люди, чтобы просить его молитв. Считая себя недостойным, Иоанн укрылся еще дальше, на вершине высокой скалы.
Тем временем болгарский царь Петр узнал о духовных подвигах человека Божия и послал девять охотников, чтобы те нашли святого. Когда царские слуги обнаружили его, святой накормил их всех одним-единственным хлебом, который принес Ангел. Узнав эту новость, правитель решил сам посетить Иоанна. Приблизившись к подножию скалы, Петр послал к преподобному двух детей, чтобы те попросили принять его. Но Иоанн велел им ответить так: «Мы не можем видеть нашу красоту в этом мире, но в мире будущем мы насмотримся достаточно Друг на друга и возрадуемся невыразимой радостью, при условии, что здесь соберем плоды смирения». Огорченный ответом, царь послал Иоанну золото и продовольствие с письмом, полным смирения. В нем Петр просил святого помочь ему молитвами одержать верх над искушениями удовольствия и славы, которые одолевают тех, кто, как он, занимает высокое положение в обществе. Иоанн отослал золото обратно, говоря, что ему более не нужны мирские сокровища, и написал правителю, советуя присоединить к царским добродетелям, которые включают сострадание, милосердие, раскаяние и слезы, еще и постоянную память о смерти, чтобы Царь царей, видя его смирение, принял его в Царстве Небесном. Получив письмо, царь поцеловал его с глубоким почтением, как самое драгоценное сокровище, и часто перечитывал, чтобы найти утешение в своих заботах.
Прп. Иоанн прожил еще семь лет и четыре месяца в Рильской пещере. Поскольку ученики умоляли его позволить жить рядом с ним, он построил поблизости церковь, а затем кельи. Подвижник наставлял монахов в духовной премудрости и стойко боролся с еретиками-богомилами, которые учили презрению к телу и материи. Пройдя свой путь, подобно сияющей звезде, прп. Иоанн почил во Христе в возрасте семидесяти лет, 18 августа 946 г.
Его чудотворные мощи вначале положили в Софии. Затем, в 1183 г., венгерский король захватил Софию и перенес мощи в свою столицу Эстергом. Потом по некоторым знамениям он понял, что преподобному неугодно пребывание в Эстергоме, и в 1187 г. перенес их обратно в Софию, богато украсив гроб. Оттуда мощи перенесли в Тырново (1195). И наконец они упокоились в Рильском монастыре (1469).
Эта обитель была в 1335 г. выстроена заново севастократором Хрельо на том месте, где находится в наши дни. На протяжении всей своей бурной истории, и даже под властью турок, Рильский монастырь оставался духовным центром болгарского народа и главным источником его церковной культуры.