Память Священномученика Григория Раевского, пресвитера (1937), священномученика Сергия Лосева, пресвитера (1942). Перенесение мощей праведного Алексия Московского (2001). Память преподобного Прокопия Сазавского
Память преподобного Прокопия Сазавского
Прп. Прокопий родился ок. 970 г. в богемском селении Хотунь. Он обучился славянской грамоте в Праге, затем женился, принял сан священника и служил Господу, совершая Божественные Таинства и проводил целомудренную и достойную жизнь.
Преисполненный любви ко Христу, он отрекся от мирских благ и принял монашеский постриг в бенедиктинском Бржевновском монастыре. Через некоторое время ему разрешили вернуться на родину и там в уединении вести брань подвижника веры. Прп. Прокопий избрал уединенную пещеру на берегу р. Сазавы, в которой обитало множество бесов.
Прп. Прокопий стремился оставаться незамеченным, но слава о нем быстро разнеслась по окрестностям. Его исполненные благодати слова, подобно волнам благотворной влаги, орошали иссушенные, исстрадавшиеся сердца и возносили к Небу души, жаждущие Божественного знания. Прп. Прокопий с радостью принимал бедных и обездоленных и делался для них источником Божественного Провидения.
Многие, желая подражать преподобному, также отрекались от мира. Святой принимал их как птица собирает птенцов своих под крылья (Мф 23, 37). Так у него появились ученики, среди которых был его сын Имрам и племянник Вит. Они устроили общежительный монастырь по Уставу св. Венедикта. Прп. Прокопий основал для них церковь, посвященную Богородице и Иоанну Предтече (1032). Некоторые из его учеников продолжили монашескую жизнь уже в отшельничестве. Тогда бесы, не оставлявшие святого, пока он жил один, со стенаниями отступили от Прокопия.
Слава о чудесах, творимых человеком Божиим, достигла Чешского князя Ольдриха, и он сделал пожертвования на развитие монастыря. После смерти князя (1034) его сын Бретислав I (1034–1055), бывший прежде князем Моравским, избрал прп. Прокопия своим духовником и обязал принять игуменство. Желая противостоять немецкому влиянию, князь сделал Сазавский монастырь центром восстановления православного богослужения на церковнославянском языке в том виде, в каком его распространили некогда свв. Кирилл и Мефодий и их ученики.
Сияя в храме Божием, подобно солнцу, прп. Прокопий удостоился от Господа дара пророчества. Он заранее знал день своей кончины и предсказал, что после его смерти братья рассеются и шесть лет их будет преследовать преемник Бретислава, но в конце концов они обретут мир и вернутся в монастырь. Прп. Прокопий почил в Господе 25 марта 1053 г. и был с почестями погребен в основанной им церкви. Во время похорон прозрел слепой. С этого времени почитание прп. Прокопия стало распространяться по всей Богемии.
Преемником святого стал его племянник Вит. Через два года князь Бретислав покинул земной мир, и завистники стали распространять клевету на добродетельного игумена и братию. Их обвинили перед новым князем Спитигневом II (1055–1061) в попытке раскола через введение церковнославянского языка, потребовали поселить в их монастыре другую братию и заменить богослужение на латинское. Вит с монахами нашли убежище в Венгрии, а в Сазавский монастырь князь направил немецкого настоятеля с братией, служивших по латинскому обряду.
Как только немцы поселились в монастыре и пришли в первый день служить утреню, им явился прп. Прокопий и изгнал из церкви, угрожая Небесной карой. Настоятель не обратил внимания на это предупреждение. Святой вновь явился ему на четвертую ночь, повторил угрозы, говоря, что основал монастырь для своих духовных сыновей, и побил своим игуменским посохом.
Вскоре на престол взошел Вратислав II (1061–1092), который впоследствии принял титул короля Чехии. Он вернул настоятеля Вита с братией, восстановил славянское богослужение в Сазавском монастыре и испросил подтверждения у папы Григория VII, однако тот отказал. Так славянское богослужение в этой стране вскоре было оставлено, и сын Братислава Бретислав II (1097) вновь заменил славянскую общину римскими бенедиктинцами.
Тем не менее явления и многочисленные чудеса прп. Прокопия не прекращались, а почитание его вскоре распространилось по всей Чехии, покровителем которой он считается. Его святые мощи находятся в Праге.