Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Память святого мученика Димитрия Пелопоннесского

Св. Димитрий жил на рубеже XVIII-XIX вв. и родился в деревне на Пелопоннесе. Мачеха плохо к нему относилась, поэтому он в раннем возрасте покинул родной дом и стал бродячим каменщиком. Живя в Триполи, он нанялся подмастерьем к парикмахеру-турку. Частое общение с турецкими детьми и постоянное давление привели его мало-помалу к тому, что он отрекся от веры и перешел в ислам с именем Мехмед. Он увлек в туже гибельную пропасть и брата, который пришел укорить его в измене.

Однако узнав, что в город приходил отец, чтобы вернуть его на путь истинный, и, не найдя, ушел, Димитрий осознал всю тяжесть своего греха, и его охватило спасительное раскаяние. Отступник решил бежать, но не сумел найти проводника, поэтому был вынужден остаться на службе у господина, постоянно терзаемый угрызениями совести.

Наконец он решил сесть на корабль, идущий в Смирну. Достигнув гор. Магнисии, Димитрий отправился в монастырь Предтечи, неподалеку от гор. Кидонии, где исповедовался игумену и нашел временное пристанище. В обитель постоянно прибывало множество паломников, что казалось ему неблагоприятным для покаяния. Поэтому Димитрий покинул монастырь и некоторое время работал продавцом кофе, затем парикмахером, дабы собрать необходимую сумму на изготовление лампады, которую он пообещал пожертвовать для иконы Предтечи – проповедника покаяния.

С этого времени в нем начал гореть огонь любви Христовой, и пламя разгоралось все сильнее от чтения повествований о новомучениках. Тогда он решил вернуться в места, где отрекся, дабы там исповедать веру во Христа и омыть своей чистой кровью совершенный грех. Димитрий отправился посоветоваться к св. Макарию Коринфскому [17 апр.], который в то время жил на Хиосе.

Святой мудро увещевал его, говоря, что исповеди и покаяния достаточно для прощения даже самого тяжелого греха, как, например, отречение святого апостола Петра. Но добавил, что дело покаяния – это долгий и трудный путь, надо быть смиренным и сокрушенным сердцем во все дни жизни, поэтому некоторые, боясь снова впасть в грех, предпочитают идти наиболее быстрым путем – путем мученичества, дабы таким образом заслужить рай. Согласно святым отцам, «мученическая смерть – очищение грехов и обилие благодати». Но, видя юный возраст Димитрия, св. Макарий сказал ему, что дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26:41), и посоветовал следовать по пути покаяния в аскезе и безмолвии.

Эти отеческие увещевания еще более разожгли в сердце раскаявшегося отступника стремление к мученичеству, поэтому он решил подвергнуть себя тяжелым испытаниям аскезы. Каждую ночь он бодрствовал на пустынной и холодной горе, проливая множество слез и нанося себе в грудь столь сильные удары, что у него шла носом кровь. Его душа ликовала от чтения деяний новомучеников, и, возрастая день ото дня, он сгорал от нетерпения последовать их примеру. Наконец его новый духовник, св. Никифор Хиосский [1 мая], дал ему благословение вернуться на Пелопоннес, чтобы исповедовать там христианскую веру и попытаться вернуть брата на путь истинный.

Приплыв на Аргос, Димитрий поселился у учителя по имени Исаия, который заботился о нем и рассказывал о подвигах мучеников, еще более укрепляя святого на его пути. Подвижник ел лишь раз в неделю, и жажда мученичества разгорелась в нем с такой силой, как если бы он был пылающим костром.

В 1803 г., на Фоминой неделе, он вернулся в Триполи, по пути приветствуя знакомых христиан и рассказывая о своем намерении. Во время ночного бдения ему было видение, в котором некто, облаченный в свет, увещевал его более не задерживаться и пообещал свою поддержку. Причастившись Святых Таин, Димитрий прошел по городу, чтобы все увидели на нем христианские одежды, но турки не узнали его. Опечаленный неудачей, он в слезах пришел к священнику Антонию, который уговаривал его отказаться от замысла. Но не потеряв надежды, святой почувствовал еще более сильное стремление к мученической смерти.

Добившись все же разрешения священника, он бегом устремился в мастерскую своего прежнего хозяина и приветствовал всех словами «Христос воскрес!» Подмастерья из турок, узнавшие Димитрия, решили, что он сошел с ума, и попытались образумить, дабы спасти ему жизнь. Несмотря на настоятельные просьбы бывших хозяев, святой остался на пороге дома, говоря, что не сойдет с места, пока не загладит свою вину ценой крови. Тогда один турок схватил его и повлек к судье. Все христиане города стали молиться об исповеднике.

Судья, изумленный настойчивостью молодого человека, отправил его к правителю, не вынеся приговора, полагая, что тюремное заключение заставит его передумать. На все вопросы Димитрий отвечал лишь одно: «Я христианин и поклоняюсь Отцу, и Сыну, и Святому Духу – Троице единосущной и нераздельной!» Когда правитель в итоге вынес смертный приговор, лицо мученика озарилось сверхъестественной радостью.

Димитрий устремился на место казни, как олень на водный источник (см.: Пс. 41:1). Достигнув центра площади, он воскликнул: «Слава Тебе, мой Христос распятый! Ты заслуженно осудил меня грешного пролить кровь ради Твоего святого имени!» Затем святой преклонил главу. После первых двух ударов мученик произнес: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» После третьего удара Димитрий предал душу Богу.

Впоследствии глаза святого мученика открылись, и его глава казалась вновь исполненной жизни, являя тем самым, что теперь Димитрий живет для вечности. Три дня его тело оставалось на площади: оно было белым и сияло, словно снег. Честная глава мученика была помещена в церкви Святого великомученика Димитрия, из нее вытекала свежая кровь, которая источала чудесный аромат и совершила многие исцеления.

Молитвами святых Твоих, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.

Примечания
1* Климент Александрийский.