Память святителя Иннокентия, епископа Пензенского
Св. Иннокентий (в миру Иларион Смирнов) родился в 1784 г. близ Москвы, в селе Павлове, в семье бедного церковного причетника. С детских лет он отличался исключительно кротким нравом, отчего, когда поступил в семинарию, был прозван Смирновым за кротость и безукоризненное поведение. В 1809 г. Иларион, с ранних лет питавший любовь к уединению, принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. На следующий же день его рукоположили в иеродиакона, а затем – в иеромонаха. В 1810 г. иеромонах Иннокентий был назначен игуменом Николаевского Угрешского монастыря, а в октябре того же года переведен в Московский Знаменский монастырь.
Через два года Иннокентий оказывается в Петербурге, где не только становится преподавателем духовной академии, но, получив сан архимандрита, утверждается в должности ректора семинарии и звании профессора богословия, а кроме того – назначается настоятелем Сергиевой пустыни близ столицы.
В Петербурге архим. Иннокентий прославился как замечательный проповедник. Его слова отличались живостью и воодушевлением, так что пламенные чувства проповедника проникали и в сердца слушателей. Св. Иннокентий обладал христианскими добродетелями смирения, благочестия, покорности, безупречной чистоты жизни. Он сам выступал строгим судьей всех собственных слов и дел. Заметно было, что осторожность во всяком деле и слове переросла у него в своего рода непрестанное духовное бдение. Из его уст не исходило ни одного праздного слова. Больше всего он избегал осуждения, причем как со своей стороны, так и со стороны других. Он умело прерывал собеседника, если тот пытался поведать ему о недостатках других. Характерной чертой св. Иннокентия была и крайняя нестяжательность.
Все эти свойства отличали его еще в бытность архимандритом, и он сохранил их, взойдя в марте 1819 г. на кафедру епископа Пензенского и Саратовского. Несмотря на то, что это назначение на первый взгляд казалось повышением, на самом деле это была почетная ссылка. Причиной ее послужило неудовольствие тогдашнего главы духовного ведомства князя Голицына тем, что св. Иннокентий выступал против распространившихся тогда в высшем обществе неправославных мистических учений.
Однако управлять Пензенской епархией свт. Иннокентию пришлось совсем недолго. Его слабое здоровье было истощено, а сильная простуда лишь усугубила положение. Тем не менее еп. Иннокентий успел снискать уважение своей паствы. Невзирая на слабость здоровья, он служил во все воскресные и праздничные дни, сам совершал Божественную литургию и произносил проповеди. Его поучения были просты, но вместе с тем исполнены мудрости и благодати. Свт. Иннокентий был весьма деятельным архиереем: за короткий срок управления своей епархией он успел осмотреть почти все храмы, принялся за благоустройство архиерейского дома и даже лично присутствовал на экзаменах в духовных учебных заведениях.
В августе 1819 г. во время поездки в Саратов он сильно заболел и от этой болезни оправиться уже не смог. Как и прежде, он терпеливо переносил недуг, ни на что не жалуясь, не издавая ни единого стона. Напротив, даже на одре болезни св. Иннокентий продолжал заниматься делами вверенной ему епархии.
За день до блаженной кончины он увидел сон, о котором рассказал своему келейнику: «Казалось мне, что небеса отверзлись. Два светлых юноши в белых одеждах, слетев с высоты, предстали предо мною и с любовию смотря на меня, взяли меня, немощного, и вознесли с собою на Небо. Сердце мое исполнилось несказанной радости, и я пробудился». Готовясь отойти в вечность, еп. Иннокентий 10 октября 1819 г. попросил совершить над ним Таинство елеосвящения. После этого язык святителя стал неметь, дыхание прерываться, он сам сложил руки на груди крестообразно и тихо скончался.
Свт. Иннокентий издавна почитается русским народом за подвижническую жизнь и чудеса, происходящие по его молитвам. Он также является автором высоко ценимых духовных сочинений.