Память священномученика Илариона, архиепископа Верейского
Св. Иларион, в миру Владимир Алексеевич Троицкий, родился 13 сентября 1886 г. в семье священника села Липицы Каширского уезда Тульской губернии. Детство будущего архиерея прошло в благочестивой атмосфере. Окончив с отличием Тульское духовное училище, а затем и Тульскую семинарию, он поступил в Moсковскую духовную академию.
Там он был признан лучшим учеником за последние пятьдесят лет.
Основной темой научных исследований и богословско-публицистических работ св. Илариона стало учение о Церкви. «Христианства нет без Церкви» – эта мысль, давшая название одной из его работ, красной нитью проходит через всю литературную деятельность служителя Божия и через саму его жизнь.
В 1910 г. он окончил Московскую духовную академию и остался в ней преподавателем, затем стал инспектором и, наконец, проректором. Через три года он был пострижен в монашество и вскоре рукоположен в священный сан.
В 1917 г. архимандрит Иларион принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Святой выступил в пользу восстановления патриаршества с вдохновенной речью, которая сыграла большую роль в принятии этого решения. «Не восстановить самого патриаршества мы не можем, мы не имеем на это права, если не желаем сомнительной славы решительных реформаторов Церкви, если не желаем порвать с вековечным Преданием вселенской Христовой Церкви»,– подчеркивал отец Иларион.
При новоизбранном патриархе Тихоне архимандрит Иларион занимал должность секретаря и главного консультанта по богословским вопросам, что на деле означало и защиту церковных интересов перед большевистским режимом. Именно поэтому в 1919 г. последовал его арест и трехмесячное заключение в Бутырской тюрьме. А уже в 1920 г. состоялась хиротония св. Илариона в епископа Верейского, викария патриарха.
После хиротонии жизнь владыки Илариона оказалась связанной с московским Сретенским монастырем, настоятелем которого он был назначен. Активная церковная деятельность, яркие проповеди, публичные диспуты с большевиками – все это стало причиной второго ареста и ссылки епископа в Архангельск.
В 1923 г. владыка Иларион вернулся и с присущей ему энергией начал активную борьбу с обновленческим расколом, инспирированным советской властью. Св. Иларион много проповедовал, убеждал отпавших и колеблющихся, разработал чин покаяния обновленцев и присоединения их к Церкви. Патриарх Тихон называл его своим ближайшим помощником, возвел в сан архиепископа и включил в состав Временного патриаршего Синода.
Такая деятельность владыки Илариона не осталась без внимания безбожной власти. В конце 1923 г. священномученика осудили на три года Соловецкого концлагеря. Его обвинили в «распространении ложных слухов и агитации против советской власти под религиозным флагом». Попав на Соловки и оценив весь ужас положения заключенных, владыка Иларион сразу сказал: «Живыми мы отсюда не выйдем».
В лагере архиепископ Иларион трудился лесником, сторожем, вязальщиком сетей, рыбаком, выполнял и другие тяжелые работы. Летом 1925 г. его перевели в Ярославскую тюрьму. В это время его пытались склонить к участию в обновленческом движении, обещая свободу и сан митрополита, – настолько велик был авторитет владыки в церковном мире. Св. Иларион категорически отказался и был возвращен на Соловки, а в 1926 г. последовал новый срок – очередные три года в Соловецком лагере.
В конце 1929 г. последовало новое осуждение: три года ссылки в Казахстане, но владыка Иларион был уже полностью истощен физически и морально. В Ленинграде, в пересыльной тюрьме, священномученик заболел тифом и после тяжелых страданий отошел ко Господу. Занимавший тогда Ленинградскую кафедру будущий священномученик митрополит Серафим (Чичагов) [28 н.] добился разрешения взять тело для погребения. Отпели и похоронили почившего архипастыря в Новодевичьем монастыре.
Десятого мая 1999 г. состоялась канонизация архиепископа Илариона как местночтимого святого, а его святые мощи были перенесены из Санкт-Петербурга в Москву, в Сретенский монастырь. На Архиерейском Соборе 2000 г. свщмч. Иларион был прославлен в лике Собора новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Его память совершается 15 декабря, в день кончины, и 28 апреля, в день перенесения мощей.