Память прп. Андрея Рублева, иконописца
Св. Андрей родился ок. 1360 г. С юности мечтая стать иноком, он отправился в Свято-Троицкую лавру, где в то время наместником был св. Никон [17 н.]. Он отправил Андрея в Серпуховской Высоцкий монастырь к своему ученику Афанасию, который совершил над ним монашеский постриг. В этой же обители святой принял священнический сан.
Когда Афанасий отправился в Константинополь, Андрей возвратился в Свято-Троицкую лавру, чтобы подвизаться рядом со св. Сергием. Там и овладел он искусством иконописи вместе с соучеником и братом во Христе Даниилом Черным. Этот иконописец происходил из Болгарии, он передал Андрею навыки византийской традиции. Они часто бывали в Москве, в Спасо-Андрониковом монастыре. Именно в этой обители начинал монашескую жизнь Даниил, именно здесь они встретились с великим иконописцем московской школы Феофаном Греком. Вместе они трудились, расписывая церковь Рождества Богородицы, затем собор Архангела Гавриила в Кремле.
В 1399 г. второй сын св. Димитрия Донского Юрий заложил в Звенигороде, где был князем, собор и монастырь и пригласил для их украшения лучших мастеров того времени. Расписать собор фресками и сделать иконостас было поручено прп. Андрею. В 1405 г. Феофан Грек призвал его для росписи иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле. Тремя годами позже они расписывали с Даниилом Черным Успенский собор во Владимире. Около 1420 г. иконописцы возвратились в лавру и получили от ее игумена послушание расписать главную церковь Святой Троицы. Прп.Даниил выполнил фрески, а Андрей иконостас, в котором стоял знаменитый образ Святой Троицы. По преданию, сам прп. Сергий вдохновил Андрея Рублева на написание этой иконы.
Оба инока-иконописца столь усердствовали в посте и молитве, что преисполнились божественной благодати. Горящие любовью к Господу, они постоянно обращали дух и мысль к божественному свету, сиявшему из глубины их сердец, с единственной целью передать в красках на стенах и досках отражение этого внутреннего созерцания. По воскресеньям, когда Даниил и Андрей не были заняты трудами, они, полные радости и божественного света, смотрели на почитаемые иконы, созданные их святыми предшественниками. Потому и прославил их Господь в последний час: инок Андрей упокоился первым (ок. 1427), затем занемог инок Даниил, а когда отлетала его душа, он увидел в сиянии славы своего сопостника, радостно призывавшего его к вечному и бесконечному блаженству. Похоронили их рядом в Свято-Андрониковом монастыре, где они вместе украшали церковь.
Все иконы кисти прп. Андрея наполнены благолепием, многие стали чудотворными, тем не менее самая знаменитая – это, несомненно, «Святая Троица», которую Стоглавый Собор провозгласил образцом для православных икон (1551). Выдающийся иконописец выходит далеко за рамки рассказа о трех Ангелах, явившихся Аврааму. Он с непревзойденным искусством и несравненной богословской убедительностью показывает невыразимую любовь, объединяющую Божественные Ипостаси. Круговое движение, передаваемое наклоном голов Ангелов и абрисом дерева в глубине сцены, а также обратная перспектива, сходящаяся на зрителе, превращают верующего, благоговейно стоящего перед этим «образом из образов», в участника божественного действа. Зритель приглашен занять место за столом как четвертый сотрапезник и благоговейно испить из чаши, на которую указывает Ангел и в которой видна жертва, символ Евхаристического пира.