Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Память преподобного Аммуна Египетского

Авва Аммун жил на рубеже III–IV вв. Он был родом из Египта. После смерти родителей опеку над ним принял дядя, который заставил Аммуна жениться в двадцать два года. В самую ночь свадьбы, когда новобрачных оставили одних в брачном покое, Аммун открыл Священное Писание и прочел отрывок из Послания к коринфянам в том месте, где апостол говорит об отрицательных сторонах брака, о тревогах и заботах, которые тот влечет за собой, тогда как девы, посвященные Господу, могут в душевном покое предаваться молитве и духовным трудам (ср.: 1Кор 7). Приняв за правило следующие слова: Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие (...) и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего (1Кор 7,29.31), супруги пришли к решению хранить целомудрие и вместе уединиться в пустынном месте, чтобы посвятить себя посту и молитве.

Они отправились в Нитрийскую пустыню, на некотором расстоянии от Александрии, и поселились в маленькой хижине. Но вскоре осознали, что не следует прямо искушать природу и подставлять себя натиску демонов, как бывает, когда мужчина и женщина живут вместе. Тогда супруги расстались, чтобы каждый из них в одиночестве вел аскетическую жизнь.

Аммун оставил ей домик и удалился в глубь пустыни, где еще не было монастырей. Он построил для себя две сводчатые кельи, где двадцать два года проводил жизнь, достойную Ангелов. Не употребляя вина и оливкового масла, он питался лишь сухим хлебом, и то только раз в два или три дня. Своей жизнью авва так угодил Господу, что в скором времени большое число братий, желая в свой черед приобщиться к монашеской жизни, пришли, чтобы присоединиться к Аммуну. Как только появлялся новый человек, святой тотчас уступал ему свою келью и все, что в ней находилось, и прочие братия втайне приносили или припасы, или какую-нибудь полезную вещь новому брату – братская любовь была первым законом в общине.

По прошествии нескольких лет Нитрийская пустыня под руководством Аммуна преобразилась в настоящий город, причем до такой степени, что некоторые братия желали построить себе келью в отдалении, чтобы пребывать в большей отрешенности от суеты.

Однажды прп. Антоний Великий посетил авву Аммуна. Тот рассказал ему об этом желании монахов и попросил помощи в выборе места. Вкусив в девять часов скудную пищу, они удалились в пустыню и шли вплоть до захода солнца, а затем воздвигли крест там, куда пришли, чтобы желавшие построить келью могли сделать это с благословения двух старцев. Авва Антоний сказал: «Тамошние, если захотят посетить здешних, пусть приходят сюда, съевши свой малый кусок в девятый час, а здешние пусть то же делают, уходя туда; и они не будут развлекаться при взаимном посещении». Так была основана пустыня Келлий, в девятнадцати километрах от Нитрии. Спустя некоторое время там подвизалось более шестисот монахов, каждый из которых уединялся в своей келье.

Прпп. Аммуна и Антония соединяла глубокая духовная дружба. Она была столь сильна, что в миг, когда авва Аммун в мире отошел ко Господу в Нитрии, Антоний, находившийся на горе в четырнадцати днях пути оттуда, прервал беседу с молодыми монахами и, придя в восхищение, увидел, как душа Аммуна поднимается на небеса под торжествующие песнопения Ангелов.

Среди многих изречений, произнесенных аввой Аммуном по внушению Святого Духа, было следующее: «Поддерживай всякого человека, как Бог тебя поддерживает».

Примечания
1* Это версия «Истории монахов в Египте», 22. Согласно же Палладию (Лавсаик 8), по прошествии восемнадцати лет, когда они успешно пришли к миру чувств и сердца, жена предложила ему жить отдельно, чтобы его добродетель не была сокрыта за видимостью супружеской жизни.
2* Об Авве Антонии, 34 / Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. СТСЛ, 1993. С. 17.
3* Свт. Афанасий Великий. Житие святого Антония, 60 / SC 400, 299. Рус. пер.: Творения святителя Афанасия Великого. Ч. 3. СТСЛ, 1903. С. 226.
4* Изречение, дошедшее до нас на коптском языке в «Вопросах и ответах об аскетических правилах», 373 (см.: W. Budge. The Paradise of the Fathers. II, 227).