
Проповедь 434 года (под ном. 22-м)
В'прологе» автор отклоняет от себя честолюбивую цель – блистать ораторским красноречием, и указывает на истинную причину появления своего слова или известия; это, с одной стороны, исполнение древнего обычая (предварять праздник проповедью), а с другой, изъяснение Священного Писания, – р. 857.
Указав на обязанность священнослужителей руководствовать и поучать своих пасомых (Ос. 5:1), проповедник замечает предмет своего церковного слова, приличный торжеству, совершаемому во славу Спасителя: это – пост (Иоил. 1:14), с которым не сравняется ничто в мире (Притч. 16:26; Мф. 16:16), и подвиги благочестия, сопровождаемые мужеством, твердостью сердца и терпением. В доказательство последней мысли проповедник приводит пример дрессировщиков коней. Как для них не достаточно прибегать к одной только узде, но нужно научать коня выделывать ногами правильный ритм, быстро и красиво бегать; так и нам, кроме упражнений в трудах должно знать еще путь того, что должно делать и чего не делать. «Именно, мы пользуемся, говорит Кирилл, всеочищающим постом, как уздой, сдерживающей мысль от уклонения к худшему и удерживающей от неразумных возбуждений плоти. До таких размеров может простираться помощь поста. Но тем, которые ревностно стараются предвидеть, что должно делать и не делать, тем, очевидно, необходимо быть вооруженными всяким родом добродетели. Ибо славны и достойны удивления деяния, совершенные по высшей сообразительности», как учит ап. Павел (1Тим. 4, 7 – 8). Один же пост, состоящий в неядении, при отсутствии всякой другой добродетели, не угоден Богу. Доказательством сего служат израильтяне, постившиеся таким именно образом (Ис. 58, 3 – 5), но зато и не услышанные Богом. Постящимся всего менее позволительно иметь собственные пожелания, т. е. склонности к порочному. – а́, р. 857 – 861.
О нашей обязанности представить Господу, сделавшемуся ради нас человеком и нарекшему нас своими братьями, принести духовные жертвы и благодарения, ибо вещественные жертвоприношения неугодны для Бога (Ис, 1, 12; Пс. 49:13). Принесение жертв от нас Бог особенно требует в праздники (Исх. 28:2). Но в чем же должны состоять «приносы» наши, если Бог отвергает «тень» законную, так как закон был прообразом и тенью истины Евангельской, а потому потерял силу и отменен с пришествием нового, евангельского закона. Но Спаситель сказал в тоже время, что Он не пришел разорить закон (Матф. 5, 17 –18). Если же так, «то необходимо, говорит Кирилл, заключать, что исполнение древнего закона совфршено в Новом Завете». – «Итак, каким же образом мы совершим положенные по закону жертвы? Только при соображении, отвечает Он, что предписания Моисея служили образами и предуказаниями духовных необычайных явлений. Так в древности приносим был в жертву телец; но в нем усматривай одного из уверовавших, приносящего себя в жертву Богу в воню благоухания» (Мал. 12:1). – β᾿, р. 861 – 864.
Поставив, далее, вопрос;"какой должен быть у нас мысленный и духовный образ освящения», проповедник приводить закон Моисея (Лев. 1, 2 – 9) о принесении Богу в жертву тельца и раскрывафт, что имел в виду обозначить сей образ. «Так как телец был крепкое животное, то мы должны приближаться к Богу в крепости ума; он был мужеского пола, – ибо женственное и изнеженное не свойственно характеру святых (Пс. 30:23). Приведенное пред самые двери скинии животное заколалось пред Господом; так и мы, прихода к церкви, удостаиваемся треблаженного вышнего созерцания (Пс. 85, 16; 33, 16). Телец был закалаем, и кровь его проливалась на жертвенниках; так и мы, умерщвляя уды наша,' яже на земли, умираем для мира и переселяемся в святую и непорочную жизнь (Пс. 115:15; Гал. 2:19, Римл. 6, 3 – 4). «Следовательно, смерть тельца указывает на умирание для мира; пролитие же крови на алтаре означает принесение в жертву святой души или жизни: ибо кровь – символ души, или жизни Сдирание кож с животного означает, согласно с учением Павла (Евр. 4:12), обнажение (т. е. души), так что нет и не может быть в нас ничего скрытого от божественного ума, ибо Он проникает до членов и мозгов, и это именно указывается разрезанием тельца на члены. Повелевалось обмазывать утробу и ноги тельца; и это разъясняет нам, Сам Спаситель словами;"блаженни, яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8). Ноги же служили как бы образом пути в делах, именно образом стези к добродетели (Притч. 4:12) и ревностному исполнению заповедей Господних». Притом проповедник предлагает краткое учение о Лице Спасителя, – ϒ', р. 864 – 869.
Полемика и обличение иудеев, некогда избранных Богом в наследие Себе, но не принявших Спасителя. Зверские и нечестивые нападения иудеев на Единородного Сына Божия, вочеловечившегося и воплотившегося. Защищение против них божественного достоинства Господа нашего Иисуса Христа на основании Его жизни, величайших дел, знамений и чудес. «Подивись, говорит иудею Кирилл, превышающему счисление множеству верующих, обрати, таким образом, внимание на отношение воспетого о Нем Давидом» (Пс. 85:9). Силе же служения по закону предсказан был конец еще в Ветхом Завете. – Предание иудеями Иисуса Христа на крестную смерть и тридневное воскресение Его. Плоды и результаты Крестной смерти Спасителя, Его Воскресение и Вознесение на небо. – В заключение проповедник предлагает краткое нравственвоф увещание к слушателям и объявляет время празднования Пасхи. – δ’,р. 869–873.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке