
Псалом 31
«Псалом Давиду, разума». И сей псалом содержит в себе ту же мысль: потому что и он изречен по грехопадении среди постигших бедствий. Пророческими же очами провидя благодать Новаго Завета и оставление грехов, посредством всесвятаго крещения даруемое верующим, Давид ублажает их, как без трудов приемлющих избавление от грехов, и говорит в начале псалма:
- Псалом Давида. Учение.
- Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
«Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси».
«Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть». Истощившись в сетованиях и непрестанных слезах о грехе и впадши за оный в бедствия всякаго рода, достойными удивления и блаженными называю тех, которые, по человеколюбию Владыки, без труда прияли оставление согрешений. Ибо столько щедр к ним Бог, что не только оставляет, но и покрывает грехи, и не остается даже следов их.
- Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!
«Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день». Давид, когда соделал оный грех, не тотчас воспользовался врачевством покаяния, но по обличении Нафаном. Потому и взывает здесь: поскольку не показал я врачу струпа в ту же минуту, как был уязвлен, но умолчал, покушаясь его скрыть, то состарелся, вопия и обвиняя грех.
- Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего,
«Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя». Сетую же и плачу, подвергшись истязаниям и наказаниям всякаго рода. Ибо выражение: «отяготе на мне рука Твоя» Пророк в переносном смысле берет с человека, который рукою наносит удары и долго не перестает наносить.
«Возвратихся на страсть, егда унзе ми терн». Но наказание Твое, говорит Пророк, не несправедливо, а напротив того весьма справедливо, потому что причиною бед моих грех, который возрастил я вместо грозда, и уязвляюсь им непрестанно. Ибо грех назвал он терном, как произрастение негодное, для того и возросшее, чтобы язвить.
- ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.
"Грех мой познах и беззакония моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие греха моего». Хотя и умолчал я, как скоро согрешил, но после того день и ночь обвиняю сам себя. И пожал уже великие плоды сего обвинения, потому что даровал Ты мне оставление грехов. Надлежит же заметить, что не сказал Пророк: «оставил еси мне грех», но: «оставил еси нечестие греха», то есть, не наказал по достоинству беззакония, но чрезмерность греха простил и соразмерным наказанием уврачевал оный. Сие показывает и история. Ибо Давиду, когда сказал он: «согреших ко Господу», ответствовал Нафан: «и Господь отъя согрешение твое, не умреши» (2Цар. 12, 13); хотя и угрожал, что дом его наполнит Господь бедствиями всякаго рода. Так и здесь говорит: «и Ты оставил еси нечестие греха моего», то есть, меня, отважившагося на это, по закону должно было немедленно предать смерти: но Ты, явив человеколюбие, смерти меня не предал, уврачевал же умеренными наказаниями.
- Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего.
«За то помолится к Тебе всяк преподобный во время блогопотребно». Пророк «временем благопотребным» называет жизнь новозаветную, в которой уверовавшие по всей земле и на море чествуют Бога Давидовыми песнопениями. Посему предвещает здесь это, и говорит Владыке: не один умоляю Тебя о грехе сем, но и все во вселенной приявшие Боговедение, принесут о мне молитву сию, потому что, произнося Давидовы изречения, как будто и Давидов язык усвояем себе, чтобы песнословить Бога.
«Обаче в потопе вод многих к нему не приближатся». Симмах перевел сие так: «о сем помолится всякий преподобный, улучив время, чтобы не приблизились к нему многия потопляющия воды». Кто приносит Тебе усердное моление, тот воспользуется всевозможным о нем промышлением, так что, если и впадает в различныя бедствия, наподобие вод его потопляющия, то преодолеет их и препобедит все скорбное.
- За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.
«Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: Радосте моя, избави мя от обышедших мя». Сказав выше о грехе, умоляет об избавлении от нанесенных им бедствий, и удостоивается ответа, потому что говорит ему Господь:
- Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления.
«Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои». То есть, тебя, совратившагося и познавшаго заблуждение, снова изведу на правый путь и вложу в тебя познание и ведение онаго; возвращу и прежнее к тебе благоволение. А сие выражение: «утвержу на тя очи Мои», – взял Пророк с человека, который расположен к кому-нибудь благоприязненно, и желаеть непрестанно смотреть на него. Ибо, как гневающийся отвращает, по-видимому, лице, так и благосклонность свою изъявляет человек внимательностию. Посему и в другом месте Пророк сказал: «призри на мя, и помилуй мя» (Пс. 85:16); и еще: «не отврати лица Твоего от Мене» (Пс.26:9). И сам Бог говорить чрез пророка Иеремию: «обратитеся ко Мне, и обращуся к вам» (Зах.1:3). После сего пророческое слово предлагает совет, живущим беззаконно не подражать неразумию скотов, а праведным – иметь всегда божественное веселие. Говорит же так:
- «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою».
«Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе»; то есть, даю вам совет не соревновать в неразумии коню и мску. А если не послушаетесь, то, подобно им, и вы будете иметь на себе брозды и узду. Означает же ими наказание, почему и присовокупил:
- «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».
«Многи раны грешному». Так, предложив им сие наставление, переходит к другому сонму.
«Уповающаго же на Господа милость обыдет», потому что всякий человек, хотя и украшен преспеянием в добродетели, имеет нужду в Божией благодати. Почему и божественный Апостол взывает: «благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8).
- Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.
«Веселитеся о Господе и радуйтеся праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем». Посему никто да не радуется собственным своим преспеяниям, но да высокомудрствует о Боге, и в сем почерпает для себя услаждение. И сие подобно апостольским изречениям: «хваляйся же, о Господе да хвалится» (2Кор. 10, 17); и: «мняйся стояти да блюдется, да не падет» (1Кор. 10, 12). Посему и вразумлять повелевает Апостол духом кротости. «Блюдый себе, – говорит, – да не и ты искушен будеши» (Гал.6:1).
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке