Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Икона Святой воин великомученик Андрей Стратилат. Первая треть XIX века. Ярославль (?)

Святой воин великомученик Андрей Стратилат

Первая треть XIX века. Ярославль (?)

Первая треть XIX века. Ярославль (?)


31,8 × 27,1 × 2,7. Дерево (липа), доска цельная, ковчег, две врезные встречные шпонки, паволока не просматривается, левкас, темпера.

Происхождение не установлено. Приобретена в Ikonen Gallerie Dritsoulas (Мюнхен, Германия) в 2007 г. Инв. № ЧМ-222.

Реставрирована до поступления в музей. Повторно – М. М. Бушуевым (ГРМ, 2008 г.).

Авторский слой сильно потерт, особенно золото на фоне и изображении доспехов.

Надпись, твореным золотом, внизу средника: 1780 Першинъ. Надпись лежит на слое поновления на поземе, поэтому нет уверенности, что она повторяет оригинальную.

В византийском и древнерусском искусстве наиболее распространенной иконографией Андрея Стратилата был тип молодого воина-мученика, облаченного в воинские доспехи и плащ, с крестом и оружием в руках – мечом или копьем, луком с колчаном стрел и щитом. Таким воин изображался как в лицевых минологиях (под днем памяти – 19 августа), так и на стенах и столпах храмов в одном ярусе с другими мучениками-воинами, на иконах избранных святых. Единоличные изображения Андрея Стратилата в раннюю эпоху почти неизвестны. На Руси имя святого нередко избиралось небесным патроном княжеских детей, поэтому в честь него возводились церкви и монастыри. Только в одной Москве в новое время известна каменная церковь во имя Андрея Стратилата (1675/89) над восточными вратами Андреевского монастыря в Пленницах, где почиталась икона воина; и придел церкви Воскресения Словущего в Монетчиках (1750), в 1818 г. освященный в честь Андрея Стратилата.

Прославлению воинского подвига и славы мученика Андрея, и соответственно его иконографии, способствовало на Руси совпадение дня его памяти с праздником чудотворной иконы Богоматери Донской, с заступничеством и покровительством которой связывали победу на Куликовом поле и освобождение Москвы от крымских татар в 1591 г. Упомянутая в надписи на публикуемой иконе дата 1780 г. – заставляет вспомнить, что в этом году исполнялось 400 лет со дня освобождения Московского государства от татар и «поганого Мамая». С этим событием соотносилась и главная победа стратилата Андрея († ок. 300), возглавлявшего римское войско, и в неравном бою чудесным образом одолевшего персов, призывая на помощь христианского Бога.

Во второй половине XVII в. мастерами Оружейной палаты была создана особая иконография воинов-мучеников изображенных на фоне буйного пейзажа с виднеющимся вдали городом. в торжественных воинских доспехах, с крестом и копьем-штандартом в руках, часто с лежащим у ног оружием – шлемом и колчаном, форму которых заимствовали из западноевропейских гравюр. Особенно много таких икон было посвящено образам Иоанна Воина, Феодора Стратилата, Георгия Победоносца, но среди них встречается и Андрей Стратилат, о чем свидетельствуют прориси XVIII в., исполненные в барочном стиле.

Святой представлен на ней как аристократически-изысканный воин–покровитель, рафинированный представитель небесного воинства. Эстетически утонченное чувство мастера сказывается в выразительности заостренных и ломаных линий отворотов одежд и картинно уложенных складок с нарочито акцентированным отлетающим острым концом края взвихренного плаща. Этот образ дополняет поэтизированный пейзаж с тающими на горизонте строениями, явно заимствованными из голландской живописи.

Упомянутый в надписи мастер Першин относился к династии палехских иконописцев XVIII–XIX в., многие из которых жили и работали в Москве. На 1780-е гг. приходится творчество двух изографов – Ивана и Евстигнея, подписные работы которого есть в ГМПИ. 


Икона хранится в Музее Русской иконы.

Прочитать подробнее об этой иконе можно на странице музея.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист