Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Святой Иоанн воин

Святой Иоанн воин

Третья четверть XVIII века. Архангельск (?)

Третья четверть XVIII века. Архангельск (?)

Оклад: 1784 год. Архангельск

31,2 × 26,8 × 2,7. Дерево (липа), доска цельная, две врезные торцевые шпонки; без ковчега, паволока частичная, левкас, темпера. Оклад: серебро, позолота, чеканка, гравировка.

Происхождение не установлено. Приобретена в 2007 г. в Serafim Dritsoulas Gallery в Мюнхене (Германия). Инв. ЧМ-231.

Икона не реставрирована. Живопись находится под слегка потемневшей и пожелтевшей олифой. Утраты левкаса до доски на нижнем поле с заходом на средник, частично на правом и верхнем полях. Несколько выбоин в древесине по краю доски, трещины в нижней части. Небольшие утраты левкаса на фоне, частично залевкашенные, красочный слой местами потерт. Живопись в целом хорошей сохранности, за исключением слегка смытых волос Иоанна. Оклад потерт, в верхнем левом углу на отгибе квадратное отверстие.

Образ мученика Иоанна Воина, изображенного на фоне пейзажа с виднеющимся вдали городом, в торжественных воинских доспехах, с крестом и копьем-штандартом в руках, с лежащими у ног шлемом и колчаном, – повторяет извод, сложившийся в творчестве мастеров Оружейной палаты и получивший повсеместное распространение с конца XVII–начала XVIII в. К наиболее ранним примерам такой иконографии относится икона конца XVII в. (ГИКМЗ «Московский Кремль») и образ работы Тимофея Кириллова начала XVIII в. (церковь Иоанна Предтечи на Пресне). Продолжает этот ряд средник костромской иконы первой трети XVIII в. из церкви Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе. Публикуемый памятник точно следует традиции конца XVII в., что особенно заметно в характере личного письма, имитирующего живопись мастеров Оружейной палаты. К изводу этого времени относится образ Спаса Нерукотворного и такие детали облачения, как разноцветные ленты, спускающиеся из-под позолоченных лат воина, причудливая форма сапог, а также лежащие на поземе доспехи. Во второй половине XVII в. под влиянием западноевропейских гравюр барочная форма шлемов, особенно щитов с причудливыми личинами, хорошо известными еще с византийского времени, приобрели антикизированный облик, который сохранялся на протяжении всего XVIII столетия, что и демонстрирует рассматриваемая икона. Темные поля и даже голубоватый фон ее также восходят к иконописи позднего XVII в. В то же время, живописные особенности произведения дают повод думать о создании иконы на севере России, может быть, в Архангельске, где, судя по клеймам, был исполнен серебряный оклад, отличающийся барочной вычурностью и высоким мастерством исполнения.

Широкое распространение в XVIII в. икон с образом Иоанна Воина (жил в IV в., память 30 июля) объясняется характером жития святого. Как воин императора Юлиана Отступника (361–363) он был послан преследовать и казнить христиан, однако на деле святой Иоанн оказывал гонимым помощь, освобождая их из темницы, предупреждая о грозящей опасности, помогая больным и узникам. Характер жития святого предопределил и почитание его как целителя, освободителя, утешителя обиженных и оскорбленных, обличителя воровства и открывателя похищенного. Поэтому в XVIII–XIX вв. многие из тюремных церквей были посвящены его имени, а в камерах висели небольшие иконы с его образом и деянием. Однако богато украшенный оклад памятника свидетельствует, что это было заказное произведение, возможно соименное владельцу. 


Икона хранится в Музее Русской иконы.

Прочитать подробнее об этой иконе можно на странице музея.