Рождество Пресвятой Богородицы
Вторая четверть XVII века. Ярославль
Вторая четверть XVII века. Ярославль
36,8 х 31,0 х 2,7. Дерево, две доски, две врезные встречные шпонки, двойной ковчег, паволока (?), левкас, темпера. Оклад: серебро, чеканка, гравировка.
Происхождение не установлено. Приобретена для музея в 2005 г. в городе Вычуга (Ивановская область). Инв. № ЧМ-9.
Икона раскрыта Н. Б. Фоломешкиной в 2006 г. в ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря. На нижнем поле – значительная вставка реставрационного грунта с тонировкой. Мелкие чинки в местах выкрошек красочного слоя на полях и в правой части средника (на поземе, фоне и одеждах святых).
Авторская живопись в целом хорошей сохранности. Местами красочный слой сильно потерт (особенно в правой части средника, в сценах «Первые семь шагов Богоматери» и «Встреча у Золотых ворот»), частично утрачена фигура повитухи в сцене «Омовение младенца». Большинство сохранившихся надписей – авторские.
Икона относится к развернутому изводу сцены Рождества Богоматери, восходящему к московской иконографии и получившему распространение со второй половины XVI столетия. Интерес к подробному иллюстрированию эпизодов жития Иоакима и Анны и детства Марии, равно как и появление в русском искусстве образов Рождества Богоматери со сценами жития в клеймах, вызван особой популярностью жития Богородицы, написанного монахом Епифанием (XII–XIII вв.) и вошедшего в это время в Рождественскую службу в качестве Похвального слова. Однако широкое распространение развернутая иконография праздника Рождества Пречистой Девы получила с XVII в. Состав сцен в таких изображениях мог меняться, но неизменно присутствовали «Моление Иоакима и Анны о чадородии» и «Встреча у Золотых ворот». Чаще всего подобные иконы небольшого размера создавались по воле частных лиц: в качестве обетных их вкладывали в храмы и монастыри с просьбой о чадородии, заказывали для домашних моленных в благодарность о рождении ребенка. Именно к такому типу моленных икон и относится публикуемый образ.
Двухрядная композиция памятника состоит из заключенных в отдельные архитектурные кулисы сюжетов – «Омовение младенца», «Моление Иоакима и Анны о чадородии», «Встреча у Золотых ворот», «Первые семь шагов Богоматери», но основное внимание уделено празднику Рождества Пречистой Девы. В своей основе сцена восходит к иконе 1640-х гг. из Рождественского собора Ферапонтова монастыря (Кирилло-Белозерский музей-заповедник). Обнаруживается сходство в позах и жестах персонажей − полусидящей на ложе Анны и стоящей за ее спиной служанки, а также пришедших навестить роженицу жен с золотыми сосудами и кубками (отголоски церемониального поздравления византийских императриц), в изображении расположенного рядом с ложем стола с дарами, ставшего обязательным для иконографии праздника. Одинаков на обеих иконах характер драпировок головного убора девы, льющей в купель воду.
Дополнительные сюжеты расположены без соблюдения хронологической последовательности. В верхней части средника по традиции изображены сцены моления будущих родителей Марии о чадородии (Иоакима в пустыне, а Анны в саду) и чудесного благовестия архангела Гавриила о скором рождении дочери, через Которую будет даровано спасение всему миру. Самостоятельными архитектурными обрамлениями выделены композиции правой части иконы: размещенная внизу «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот Иерусалима», издавна трактующаяся как зачатие Богоматери, и возвышающаяся над ней сцена «Первые семь шагов Богоматери», повествующая о том моменте, когда Марии исполнилось шесть месяцев и Анна поставила Ее на землю, чтобы посмотреть, сможет ли девочка стоять. После семи шагов Марии Анна взяла Ее на руки и не разрешала Ей ходить по земле до трех лет (пока Она не была введена в Храм Господень): «…пришла на лоно ея; и взяла ее мать, говоря: Жив Господь Бог мой, не будешь ходить по земле сей, пока не введу тебя в храм» (Протоевангелие Иакова, 6).
Художественные особенности иконы свидетельствуют о создании ее в крупном иконописном центре. Тонкое миниатюрное письмо, изысканный рисунок и цветовая гамма памятника с характерным использованием приглушенных охр, яркой киновари и разных оттенков зеленого не оставляют сомнений в ярославском происхождении памятника. С произведениями, созданными в Ярославле во второй четверти XVII в., икону объединяют характер изощренной графики и приемы личнóго письма с наложением точечных движков в освещенных местах округлых и правильных по рисунку ликов; манера написания горок с мелкими частыми белильными лещадками, перемежающимися с формами небольших «камешков», украшенных красными бликами. Типичные для искусства Ярославля невысокие архитектурные палаты с многочисленными зубчатыми завершениями и башенками имеют многочисленные аналоги в иконах второй четверти XVII в. Близки к публикуемому памятнику иконы «Минея на февраль», «Страшный суд», праздники главного иконостаса церкви Рождества Христова в Ярославле (1640-е), «Хвалите Господа с небес…» и клейма иконы «Преподобный Макарий Унженский, с житием».
Особый заказной характер иконы подтверждает и украшающий ее серебряный чеканный оклад, исполненный, по всей видимости, одновременно с живописью одним из ярославских серебряников. К числу характерных признаков работы ярославских мастеров XVII столетия относится одновременное применение сразу нескольких техник: высокой чеканки и тонкой контурной резьбы по металлу без «притенений». Изысканный, заполняющий всю поверхность оклада орнамент, состоящий из мелких цветов на тонких изогнутых стеблях с пышными листьями, также типичен для ярославских серебряников XVII столетия.
Икона хранится в Музее Русской иконы.
Прочитать подробнее об этой иконе можно на странице музея.