
Икона Преподобный Сампсоний Странноприимец. Последняя четверть XIX века. Мстёра. Мастерская Михаила Ивановича Дикарёва (?)

Последняя четверть XIX века. Мстёра. Мастерская Михаила Ивановича Дикарёва (?)
Последняя четверть XIX века. Мстёра. Мастерская Михаила Ивановича Дикарёва (?)
30,8 × 26,3 × 2,7. Дерево (липа), доска цельная, две врезные встречные шпонки (верхняя утрачена); ковчег, паволока, левкас, темпера.
Происхождение не установлено. Приобретена в Регенсбурге (Германия) в 2007 г. Инв. № ЧМ-233.
Сведения о реставрации отсутствуют.
Авторская живопись практически в идеальном состоянии. Несколько точечных сколов на лике, небольшие потертости слева ни нимбе, подправлен утраченный ассист на одежде справа от бороды и слева от правой руки, тонировки по нижнему полю иконы (видимо, были сколоты правый и левый углы).
Представляет собой редкое изображение преподобного Сампсона Странноприимца († около 530). Хотя характер жития святого и почитание его в России как патрона странноприимных домов и больниц позволяет думать, что иконография Сампсона была достаточно распространенной. Согласно переведенной на Руси греческой редакции житийного сказания, Сампсон, будучи сыном богатых и знатных римлян и получивший хорошее образование, овладел врачебным искусством и, оказавшись в Конастантинополе, безвозмездно лечил больных, принимал странников и нищих. В результате контаминаций нескольких редакций житийных текстов, сложилась легенда об исцелении императора Юстиниана (527–565), в благодарность за это построившего новую странноприимницу и больницу. Это не могло не повлиять на характер почитания святого в императорской России. Особенно имя его прославилось во время Северной войны, поскольку Полтавская победа пришлась на день его памяти 27 июня 1709 г., почему в Петербурге и была поставлена церковь во имя Сампсона Странноприимца, получившая статус собора в честь 200-летия этого события. В согласии с патрональным характером святого еще в петровскую эпоху при ней была открыта первая в городе богадельня и основано первое городское кладбище, где хоронили не только православных, но и лютеран, что способствовало распространению икон святого различных изводов и стилей.
Иконография памятника представляет сокращенный вариант изображения святого в рост, о чем свидетельствует срезанный прямо по тексту развернутый свиток с обычным монашеским изречением. Не исключено, что произведение предназначалось как подношение одному из благотворителей Петербургского общества св. Сампсона, с 1874 г. также содержавшего богадельню и приют. Высокое качество исполнения, тонкое плавкое личное письмо и виртуозно нанесенный паутинообразный ассист на одеждах позволяют говорить о работе над иконой одного из наиболее видных придворных мастеров конца XIX века.
Икона хранится в Музее Русской иконы.
Прочитать подробнее об этой иконе можно на странице музея.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке