Евхаристия (Причащение хлебом). Фрагмент сени Царских врат
1540–1550-е годы. Псков
1540–1550-е годы. Псков
69,4 × 59,2 × 3,8 (размеры максимальные). Дерево (сосна), две доски, одна врезная односторонняя шпонка, ковчег, паволока, левкас, темпера, золочение.
Происходит из Покровской церкви бывшего Княже-Озерского мужского монастыря в селе Озерá Гдовского района Псковской области. С 1972 г. находилась в собрании А. А. Кокорина (Москва). Приобретена для музея в 2010 г. Инв. № ЧМ-518.
Раскрыта от потемневшего лака и загрязнений и реставрирована А. А. Кокориным. В местах утрат подведен новый левкас с тонировками и дописями темперой, на нимбах и частично на фоне – новое золото.
Левая половина сени опилена (правая не сохранилась). Значительная утрата живописи до дерева (треть изображения) с правой стороны и внизу, до паволоки – по полям и по правому краю средника. Вставки нового левкаса с тонировками на поземе и фоне, многочисленные мелкие выкрошки тонированы.
Фигурная форма надвратной сени, состоявшей, как правило, из нескольких композиций, традиционно завершала ансамбль Царских врат. Наиболее устойчивым вариантом ее живописного убранства были две симметричные сцены причащения апостолов хлебом и вином, соответствующие тексту Евангелия (Мф. 26, 29; Мк. 14, 22–25; Лк. 22, 19–20), где говорится о двух отдельных моментах благословения и преподания Христом своим ученикам сначала чаши, затем хлеба. Иконография их сложилась в алтарных росписях XI в., где они не только напоминали о евангельском событии, но и служили зримым образом установления таинства евхаристии и Церкви на земле.
С начала XV в., когда низкая алтарная преграда превратилась в высокую стену, закрывавшую апсиду, это важнейшее в литургическом отношении изображение было перенесено на лицевую поверхность иконостаса, где образы причащения апостолов либо размещались как две отдельные иконы праздничного ряда, либо включались в живописное убранство Царских врат – створок или сени. При этом были сохранены древние особенности композиции, в двух почти одинаковых и зеркально расположенных частях представляющей стоящего под киворием у престола Христа, подающего апостолам, объединенным в группы по шесть фигур в каждой, с одной стороны – хлеб, с другой – чашу с вином.
Композиция публикуемого фрагмента с замкнутыми группами апостолов восходит к московскому варианту сцены, известному по иконам праздничного ряда Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (1425–1427) , а также по композиции надвратной сени села Благовещенское (около середины XV в., ГТГ) , которая является самым ранним примером включения «Причащения апостолов» в живописный комплекс Царских врат.
Наиболее близкими по времени иконографическими аналогами сени из Музея русской иконы оказываются новгородские памятники второй четверти XVI в. Это сень от Царских врат 1540-х гг. из собрания Н. П. Лихачева (ГРМ), Царские врата из того же собрания (ГРМ), в состав которых по новгородской традиции включены клейма со сценой «Причащение апостолов»; а также сень от Царских врат иконостаса из придела Рождества Богородицы Софийского собора в Новгороде. В них повторяются определенная последовательность и расположение подступающих к престолу апостолов, их позы и жесты. На публикуемой сени за согбенным Петром, приготовившимся к принятию Святых Тайн и, судя по высоко поднятому рукаву, целующим руку Христа, также следует вдохновенная фигура Андрея Первозванного, складывающего крестообразно руки и чуть возвышающегося над другими учениками. Апостол Марк оборачивается к подходящему в молчании Луке, соединившему кисти причастным жестом, за ними следует юный Фома, выделенный киноварным гиматием. Завершает шествие апостол Иаков (?) в зеленом гиматии, он покорно прижимает к груди руку в знак принятия совершаемого чуда. Примечательно, что его фигура занимает место, обычно отводимое юному апостолу, что повторяет характерную новгородскую особенность сцены.
Все эти произведения отличаются и особенностями архитектурного стаффажа: высокой орнаментальной стеной, на фоне которой апостолы подходят к престолу; формой кивория с облачными (или «цветочными») капителями на столбиках, симметрично развернутыми к центру приземистыми П-образными портиками, опирающимися на утолщенные колонки. Церемониально приближающиеся к святой чаше апостолы в псковском фрагменте наделены нимбами – в соответствии с исключительно местной иконографической традицией, которая отличается от древней и принятой в XVI в.
Особенностью убранства сени является расположенный в верхнем углу киноварный медальон с образом мученика Доментиана из числа Сорока мучеников Севастийских (по надписи До [ме] нтiй), которому, очевидно, вторил такой же медальон в правой части. Характерная псковская традиция размещать медальоны на полях обетных или заказных икон хорошо известна по памятникам XV в. Ее продолжает и мастер публикуемого памятника, включившего патрональный образ заказчика или святого, соименного посвящению престола.
К сожалению, трудно сказать, насколько отмеченные композиционные особенности сени были характерны для псковской иконографии, поскольку среди раскрытых памятников такие части Царских врат неизвестны, – рассматриваемый фрагмент является древнейшим.
Благодаря ярким художественным особенностям произведения мы несомненно можем связать его с искусством Пскова конца 1540-х гг. – середины XVI в. Сгущенный и характерный для псковской палитры насыщенный колорит с преобладанием темно-зеленых пигментов и красной червлени, красно-коричневых и желтых охр, особый оттенок синих, встречающийся именно в местной иконописи, типичный архитектурный фон заставляют вспомнить десятки памятников этого времени. Вероятно, в силу особенностей иконографии более глубоким становится пространство, отдаленнее и миниатюрнее – широкие пластичные фигуры с пышно спадающими складками и редкими пробелами, лежащими на выпуклых рельефных поверхностях.
Светлая карнация личнóго письма, сохраняющая коричневый санкирный слой в тенях, и укрупненные черты ликов, обведенные мягкими коричневыми описями, напоминают памятники более раннего времени – второй четверти XVI в., такие как «Воскресение – Сошествие во ад» из иконостаса 1540-х гг. неизвестной церкви, а также праздники, часто связываемые с церковью Жен-мироносиц (1546) . Аналогичные приемы личнóго письма с крупными живописно переданными чертами, не обведенными тонкими черными описями (как в большинстве других псковских памятников), известны по иконе «Богоявление»из собрания Музея русской иконы (ЧМ-218). Очень схожая манера написания архитектуры встречается на образе того же собрания – «Благовещение» из Гдовского района (ЧМ-516). Сохранение мягкой образности и одухотворенности ликов не позволяет относить сень ко времени позднее середины XVI столетия.
Особого внимания заслуживает невероятное по богатству орнаментальное украшение сени и, видимо, не дошедших до нас полотнищ самих врат, обрамленных широкой рамкой, имитирующей чернение по золоченому серебру. Мощный рисунок причудливо извивающегося по стержню растительного мотива листьев и цветов, контрастно выделенного на черном фоне, повторяющем канфаренные поля окладов, не имеет аналогов в искусстве других центров. Между тем именно в Пскове в середине – третьей четверти XVI в. известны орнаментальные рамки из подцвеченного лаком орнамента по зеленому (на житийной иконе «Усекновение главы Иоанна Предтечи» из ГРМ ) или черному фону («Святой Федор Стратилат в житии» из Кальбенштайнберга ). Но самым близким аналогом являются Царские врата середины XVI в., происходящие из довоенного собрания Псковского музея (ныне в НГОМЗ, Инв. № ДРЖ 1017, 1018) и створки двух райских врат второй половины XVI в., обнаруженные первым владельцем всех трех произведений в погосте Озеры (ЧМ-517, 519). Создатели этих, более поздних дверей явно ориентировались на характер убранства Царских врат Псковского музея и рассматриваемого памятника, что позволяет думать о создании их в одной художественной мастерской.
Опубл.: Музей русской иконы. Восточнохристианское искусство от истоков до наших дней. Каталог собрания. Том. I: Памятники античного, раннехристианского, византийского и древнерусского искусства III–XVII веков / Под ред. И. А. Шалиной. М., 2010. Кат. № 19. С. 128–131 (текст И.А. Шалиной).
Икона хранится в Музее Русской иконы.
Прочитать подробнее об этой иконе можно на странице музея.