Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Богоматерь Одигитрия, с праздниками в двенадцати клеймах

Богоматерь Одигитрия, с праздниками в двенадцати клеймах

Последняя четверть XVI века. Псков

Последняя четверть XVI века. Псков


109,0 × 86,6 × 3,4. Дерево, три доски, две врезные встречные шпонки; ковчег, паволока, левкас, темпера, золочение.

Происхождение не установлено. С конца 1990-х гг. находилась в собрании C. Ю. Емельянова (Санкт-Петербург). Приобретена для музея в 2006 г. Инв. № ЧМ-199.

Раскрыта до поступления в музей. Данных об этой реставрации нет.

Состав сцен: 1. Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот (Зачатие Богородицы). 2. Рождество Богородицы. 3. Введение Богородицы во храм. 4. Благовещение. 5. Рождество Христово. 6. Собор Богоматери. 7. Похвала Богородицы. 8. Покров. 9. Жены-мироносицы у гроба Господня. 10. Успение Богородицы. 11. Положение ризы Богородицы во Влахернском храме. 12. Положение пояса Богородицы в Халкопратии.

Одним из поздних псковских памятников XVI в. в собрании Музея русской иконы является большой храмовый образ «Богоматерь Одигитрия», окруженный широкой рамой с изображением двенадцати праздников. Судя по письменным источникам и описаниям храмов, такие монументальные образы были чрезвычайно распространены в Пскове. Скорее всего, это было связано с почитанием здесь какой-то древней богородичной святыни, восходящей к палладиуму Византийской империи – Одигитрии Константинопольской. Об этом говорят и присущая многим псковским иконам схожесть иконографических признаков, и такие яркие особенности, как строго фронтальное положение Богоматери и Младенца и особым образом запахнутый мафорий Марии, который оставляет открытым треугольник синего хитона, выделенный драгоценной каймой. Неизменны для многих памятников поза Младенца, поддерживающего в наклонном положении свиток, и Его одеяния: красно-коричневый или охристый гиматий, покрытый золотой инокопью и лежащий на одном плече, оставляя открытым рукав желтого хитона. Эти черты отличают псковские иконы Одигитрии от Богоматери Смоленской и, вероятнее всего, объясняются тем, что копировался какой-то другой чудотворный образ. Представленная здесь композиция наиболее к близка монументальной иконе середины XVI в. «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми в нижнем регистре» из местного ряда церкви Варлаама Хутынского на Званице в Пскове (ГРМ).

Публикуемый памятник восходит к распространенному на Руси с первой половины XVI в. типу монументальных икон «Богородица в деянии», сочетающих центральное изображение чтимого образа с окружающими его на полях сценами протоевангельского цикла, обычно включавшего эпизоды детства и земной жизни Марии, в основе которых лежал текст «Жития Богородицы» иерусалимского монаха Епифания (XI–XII вв.). Как и на многих других иконах последних лет правления Иоанна Грозного, состав представленных здесь изображений отличается большим своеобразием. На верхнем поле сосредоточены наиболее значимые эпизоды детства Богородицы. Чудесному рождению Марии предшествует изображение «Целование Иоакима и Анны» («Зачатие») – радостная встреча престарелых супругов, нежно обнимающих друг друга на фоне стоящего позади ложа и открытого проема – Золотых ворот Иерусалима, где они и встретились, поспешив навстречу друг другу, когда получили благовестие о грядущем рождении дочери. Традиционная композиция «Зачатия Богородицы» включает дополнительные миниатюрные сцены моления родителей о чадородии – Иоакима в пустыне (не сохранилась) и Анны в саду, – расположенные за высокой полукруглой стеной города.

Развернутый образ Рождества Богородицы дополнен мотивом ласкания Девы Марии родителями, которые с благоговением поддерживают спеленатого младенца на коленях. Следующее событие – Введение Богородицы в Иерусалимский храм – передает историю чудесного пребывания юной Девы в святая святых. Завершает историю возрастания Марии сцена Благовещения, открывающая евангельское повествование, которое представлено на иконе тремя клеймами. Они не являют собой последовательного цикла, поскольку помимо Рождества Христова избран лишь эпизод «Жены-мироносицы у Гроба Господня», который, как правило, не связан с событиями жизни Богородицы, но именно с него начинается здесь нижний праздничный ряд иконы. Апофеозом земной жизни Марии является следующее за «Женами-мироносицами» Успение (15 августа), завершающее протоевангельский цикл повествования.

Остальные пять сцен, основанные на текстах песнопений, посвящены наиболее значимым литургическим праздникам в честь Богородицы. Собор Богородицы празднуется на следующий после Рождества Христова день – 26 декабря, почему на иконе он и следует за этим событием; Похвала Богородицы приурочена к пятой субботе Великого поста, Покров приходится на 1 октября. Уже со второй четверти XVI в. в богородичный житийный цикл стали включать сюжеты о чудотворных иконах и реликвиях Богородицы, что в полной мере и демонстрирует этот праздничный мини-цикл. Помимо Похвалы и Покрова, иконография которых связана не только с гимнами в честь Богородицы, но и с историей пресвятой ризы, священным одеждам Марии посвящены два отдельных клейма – «Положение ризы Богородицы во Влахернском храме» (2 июля) и «Положение пояса» (31 августа). Следует заметить, что из всех эпизодов протоевангельского цикла избраны лишь те, которые имеют установленные дни празднования в церковном календаре и именно поэтому включались в праздничный ряд иконостаса: Зачатие Богородицы приходится на 9 декабря, Рождество – на 8 сентября, Введение во храм – на 21 ноября, а Успение – на 15 августа.

Необычная иконография иконы, не сохраняющая ни календарной, ни тематической последовательности сюжетов, свидетельствует о ее особом, заказном характере, явно связанном с каким-то важным событием, и о том, что она была создана специально для одного из псковских храмов. Включенная в праздничный цикл сцена «Жены-мироносицы у Гроба Господня», не связанная с житием Богородицы, представлена расширенной иконографией и особенно выделена. Привычная схема события соединена здесь с эпизодом явления Христа Марии Магдалине после Воскресения, что может означать принадлежность иконы псковской церкви Жен-мироносиц на Скудельницах, построенной и украшенной в 1546 г. Примечательно, что клеймо повторяет иконографическую особенность иконы из праздничного чина, связываемого именно с этим храмом (правда, без веских оснований). Не исключено, что в данном случае изображена не Мария Магдалина, а Богородица, о чем свидетельствуют остатки надписи, (хотя одежды и не соответствуют традиционным). Появление здесь Матери Божией могло быть навеяно литургическими текстами, читаемыми в Неделю Жен-мироносиц и во время пасхальной службы. Песнопения именно Марию называют первою женою, услышавшей от ангела благовестие о Воскресении Христа и увидевшей Его образ. Так, в синаксаре на Святую Пасху говорится: «И первее убо воскресение Божией Матерью познаваемо бывает, прямо сидящей у гроба с Магдалиною». Вместе с тем благословляющий и указывающий на небо жест Спасителя напоминает о словах, сказанных им Марии Магдалине: «…иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17).

О том, что икона связана с последним этапом развития псковской живописи XVI в., свидетельствуют ее пропорции: средник, уменьшенный по сравнению с  подобными памятниками первой половины XVI в. и занимающий место двух средних клейм, а также увеличенные размеры самих клейм, которые воспринимаются почти равными главному образу. Их состав и число – двенадцать, – характерные для праздничного ряда иконостаса, невольно ассоциируются именно с этой частью храмового убранства. Подобная равномасштабность средника и полей и характер включенных клейм получают распространение в искусстве середины XVI в. Примером таких памятников является икона «Богоматерь Владимирская с праздниками» 1548/1549 гг. из Владимирской церкви в Вологде.

Плохая сохранность живописи публикуемого произведения затрудняет более точную датировку иконы и поиск стилистических аналогов, однако следует отметить прекрасно исполненный свободный рисунок мастера, определивший не только пластику и грацию отдельных фигур, но и соразмерность изображения в целом. Характерные элементы архитектуры, сочетающей традиционные для иконописи Пскова палаты, орнаментальные фризы на стенах и готические фасады с активным белильным рисунком, подчеркивающим конструктивные особенности строений, подтверждают псковскую атрибуцию иконы и ее датировку 1570–1580-ми гг.

Опубл.: Музей русской иконы. Восточнохристианское искусство от истоков до наших дней. Каталог собрания. Том. I: Памятники античного, раннехристианского, византийского и древнерусского искусства III–XVII веков / Под ред. И. А. Шалиной. М., 2010. Кат. № 22. С. 142–147 (текст И.А. Шалиной).


Икона хранится в Музее Русской иконы.

Прочитать подробнее об этой иконе можно на странице музея.