Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Икона Архангел Михаил грозных сил воевода. Вторая четверть XIX века. Поволжье (?)

Архангел Михаил грозных сил воевода

Вторая четверть XIX века. Поволжье (?)

Вторая четверть XIX века. Поволжье (?)


69,4 х 54,4 х 3,3. Дерево, левкас, темпера.

Происхождение не установлено. Приобретена для музея в 2006 г. Инв. № ЧМ-123.

В основе этой символической иконографии лежит текст Апокалипсиса, представляющего предводителя небесных сил архистратига Михаила как всадника, низвергнувшего сатану в решающей эсхатологической битве между добром и злом. Изображение архангела Михаила в воинских доспехах подчеркивало его роль защитника человеческих душ, ведущего неусыпную «невидимую брань» с грехом, а также заступника ратных людей на поле боя. Не случайно источники иконографии образа обнаруживаются на военных знаменах XVI в. Самостоятельное иконное изображение архангела Михаила на крылатом коне начинает распространяться с первой половины XVII столетия в связи с церковной реформой, породившей в обществе ощущение приближения конца света и переживания «последних времен». В последующие века образ почитался особенно широко в народной и старообрядческой среде.

Все детали изображения находят себе основание в разных частях Откровения Иоанна Богослова (Откр. 8:3–4; 10: 1–2; 12: 7–11 и др.). Сообразно тексту, иконописец изображает архистратига небесных сил в воинских золотых доспехах и короне, сидящим верхом на крылатом коне. У ног всадника расположен охваченный пожаром город, изображающий «погибельные» земные царства, низвергающиеся в водную пучину. В одной руке архангел держит копье, которым поражает город, в другой – Евангелие и кадило, символизирующие торжество Новозаветной Церкви. Глас вложенной в уста длинной трубы возвещает о наступлении Страшного суда, над головой простирается радуга – Престол Господень. Завершает композицию изображение Христа Эммануила возле уготованного литургического престола.

Необычный яркий колорит иконы, своеобразная плотная манера передачи объема в сочетании с упрощенно написанными пейзажным фоном и облаками, имитация ювелирной техники чернения в изображении золотых доспехов, крышки Евангелия и кадила, указывают на принадлежность иконы к кругу провинциальной иконописи, возможно, связанной с работой мастеров Поволжья. 

Икона хранится в Музее Русской иконы.

Прочитать подробнее об этой иконе можно на странице музея.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист