
Храм Николая Чудотворца с. Корцово
Костромская область, Солигаличский муниципальный округ, село Корцово, Корцовский погост
Контакты
Престольные праздники
-
Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца:
- Перенесение мощей - 22 мая
- Преставление - 19 декабря
Историческая справка
Строительство церкви началось в 1836 году, когда в нескольких десятках метров к северу от ранее возведённой в 1801–1810 годах Троицкой церкви была заложена новая каменная церковь, посвящённая святителю Николаю Чудотворцу.
В 1847 году, в ходе строительства, произошло обрушение сводов храма вместе с венчающим их восьмериком. Причиной аварии были признаны недостаточно прочный фундамент, некачественное выполнение кладки, отступления от проекта и отсутствие при работе опытных специалистов, знающих строительное дело. После этого инцидента строительство было приостановлено.
Во второй половине 1850-х годов работы по возведению храма возобновились. По указанию епископа Костромского и Галичского Филофея, церковь должна была вмещать не менее 700 человек, поскольку в приходе числилось 2138 прихожан обоего пола, а также учитывалось значительное количество посторонних посетителей во время еженедельных торгов и трёх ежегодных ярмарок. Дополнительные средства на строительство предоставил петербургский купец Егор Михайлович Дегтярёв.
Архитектурно церковь представляет собой пример провинциального храма в стиле позднего классицизма с элементами эклектики. Здание имеет симметричную осевую композицию, в которой доминирует четырёхстолпный пятиглавый четверик храма. С востока к нему примыкает более низкая и узкая полукруглая в плане апсида, с запада — двухпридельная трапезная с престолами во имя Макария Унженского и Иоанна Предтечи, лишь незначительно уступающая четверику по ширине, и небольшая паперть. Главенствующую роль храмового объёма в композиции здания подчёркивает его завершение купольной световой ротондой, несущей четырёхгранный барабан, увенчанный крестом на золочёном яблоке, и меньшими по объёму четырёхгранными башнеобразными барабанами с такими же крестами.
Боковые фасады четверика украшены поднятыми на подиумах сильно вынесенными шестиколонными тосканскими портиками, завершёнными низкими ступенчатыми фронтонами. Вертикальные оси фасадов отмечены дверными проёмами и большими полукруглыми окнами второго света. Полуколонны тосканского ордера применены в оформлении фасадов апсиды и паперти, а также венчающей ротонды и угловых барабанов. Единый принцип декора проведён во всех частях объёма храма, однако композиционную целостность его облика нарушает эклектичная отделка трапезной.
В интерьере храма четыре свободно стоящих столба усложнённого сечения вместе с перекинутыми между ними подпружными арками, несущими центральную купольную ротонду, организуют внутреннее пространство в виде равноконечного креста. Рукава креста перекрыты коробовыми сводами, а закрестовья — парусными. Апсида, сообщающаяся с храмом широким арочным проходом, перекрыта конхой. В трапезной сохранились фрагменты системы крестовых и коробовых с распалубками сводов, опиравшихся на подпружные арки, перекинутые между четырьмя крещатыми в сечении столбами и пристенными пилонами.
В храме сохранился иконостас второй половины XIX века в формах эклектики, на стенах — фрагменты клеевой живописи того же времени, выполненной в академической манере и прописанной в начале XX века маслом. Пространство купола ротонды занимает изображение «Новозаветная Троица» и «Силы небесные», в парусах написаны традиционные изображения евангелистов. На столбах помещены фигуры избранных святых и композиции на ветхозаветные сюжеты. В конхе апсиды, очевидно, в начале XX века написана Богоматерь в иконографии М.В. Нестерова, выполненная масляными красками в огрублённой ремесленной манере. В трапезной клеевая живопись практически утрачена.
Одновременно с началом строительства Никольской церкви на восточной границе участка, примерно между храмами, была построена четырёхъярусная надвратная колокольня, ставшая ведущей высотной доминантой комплекса. Колокольня воспроизводит в своих объёмах прототипы XVII столетия, характеризуя консервативные особенности провинциального зодчества XIX века. Стройный объём с удачно найденным пропорциональным соотношением несущих и завершающих частей обладает стилистически неоднородным фасадным декором, типичным для широкого временного диапазона.
Источники
- sobory.ru - Корцово, храмовый комплекс Корцовского прихода
- geocaching.su - Старинное село Корцово: Геокэшинг
- www.instagram.com - «Инстаграм»
Как проехать
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке