
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Послание к Евреям святого апостола Павла
-
Глава 1Апостол Павел возвеличивает Сына Божия, Христа, как превыше ангелов, ибо Он есть сияние славы Отца и образ ипостаси Его. Ангелы суть служебные духи, а Сын — наследник всего и Творец веков.
-
Глава 2Предостерегая от пренебрежения спасением, апостол указывает, что Христос, хотя и был унижен перед страданиями, но через них совершил спасение человеков. Он, как милостивый Первосвященник, разрушил державу смерти.
-
Глава 3Христос сравнивается с Моисеем, но превосходит его, как Создатель — домостроителя. Апостол увещевает верующих не ожесточать сердца, подобно израильтянам в пустыне, дабы не лишиться покоя Божия.
-
Глава 4Учение о субботнем покое, в который должны войти верующие, и о слове Божием, которое проникает до разделения души и духа. Христос, как Первосвященник, сострадает нашим немощам, и мы можем приступать к престолу благодати.
-
Глава 5Апостол говорит о Христе как о Первосвященнике по чину Мелхиседека, Который, хотя и Сын, научился послушанию через страдания. Укоряя читателей за незрелость, он призывает к совершенству в разумении истины.
-
Глава 6Призывая к духовному возрастанию, апостол предостерегает от отпадения, ибо невозможно возобновлять покаяние для тех, кто однажды просвещен, но отпал. Он ободряет верующих, напоминая о Божией верности в обетованиях.
-
Глава 7Рассуждая о Мелхиседеке как прообразе Христа, апостол показывает превосходство священства по чину Мелхиседека над левитским. Христос — Первосвященник навек, непорочный и совершенный, принесший Себя в жертву раз и навсегда.
-
Глава 8Христос есть Первосвященник истинной скинии, которая нерукотворенна. Он посредник Нового Завета, который лучше Ветхого, ибо основан на лучших обетованиях и ведет к познанию Бога.
-
Глава 9Описав устройство ветхозаветной скинии и её служение, апостол показывает, что Христос вошел в небесное святилище с Своею Кровию, очистив совести наши от мертвых дел. Его жертва отменяет необходимость повторных приношений.
-
Глава 10Апостол утверждает, что жертва Христа совершена однажды и навсегда, в отличие от многократных ветхозаветных жертв. Он призывает держаться исповедания надежды, не оставлять собраний и предостерегает от произвольного греха после познания истины.
-
Глава 11Эта глава, называемая «Главой веры», приводит примеры ветхозаветных праведников, которые верою побеждали царства, творили правду и терпели страдания. Без веры угодить Богу невозможно, и она есть уверенность в невидимом.
-
Глава 12Верующие призываются к терпению в подвиге, взирая на Христа как Начальника и Совершителя веры. Наказания от Господа суть знак Его любви, ибо Он исправляет тех, кого принимает. Апостол увещевает хранить мир и святость.
-
Глава 13Заключительные наставления: о братолюбии, странноприимстве, памяти узников и чистоте брака. Апостол призывает повиноваться наставникам и молиться о них. Благословение и приветствия завершают послание.