Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

«Проповедь, сказанная в Эфесе в день св. Евангелиста Иоанна», под номер. 2-м.

«Никакого слова человеческого не достаточно для изображения славы и величия святых “, говорит проповедник, потому что в них вещал Дух Святый (Мф. 10:20). «Они проповедали нам Иисуса, – свет истинный и живот вечный“, Которому покланяется вся земля (Пс. 65:4). При Моисее закон слышен был в одной только Иудее; “но когда возблистал наш Свет истинный и преискренне приобщилось нам плоти и крови Слово Божие, все стало полно Им: повсюду храмы и жертвенники, повсюду славословящие и поклоняющиеся, благие пастыри и стада разумных овец, от множества которых священные дворы становятся тесными“. Изобразив контраст между жизнью до – христианской и христианской и перейдя, затем, к учению о воплощении Сына Божия от Св. Девы Богородицы и Лице Иисуса Христа, проповедник приводит слова апостола Павла (Евр. 1:6) и спрашивает: «Итак, кто же Он, вошедший во вселенную? Каким образом введен Он? Открой нам тайну, Евангелист! Возвести и ныне, блаженный Иоанн, ты, прозванный сыном громовым, потрясший поднебесную великим удивительным громогласием, – ты, который владеешь бессмертными глаголами, ибо забвение и время не победили твоих вещаний! Смотри, какое многочисленное собрание пастырей пришло к тебе! Открой нам колодец жизни, дай и ныне почерпать нам из источников спасения, но лучше – пусти нас к твоему источнику! И вот мы слышим говорящего: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу“ (Иоанн. 1, 1 – 2). – На слова, затем: – «и Слово плоть бысть” (1, 14), проповедник говорить: «не в человеке был, но стал плотью, т. е. человеком. А человеком стало Единородное Слово Божие, не переставшее быть Богом, но и по воплощении сохраняющее то, чем прежде было“. В заключении проповедник внушает верующим держать в своем уме глаголы благоглаголивого апостола, чтобы благополучно перейти горькие потоки ересей и достигнуть безмятежной пристани истины. – pag. 985 – 989.

4-е и 5-е места в хронологическом порядке должны занять Эфесские проповеди под номерами 4– и 5-м. № 4й надписывается: ’Еи 'Еϕέσψ λεχθέισα προς Nεστόριον, ήνίχα χατήλθον οί έπτά πρός τήν άϒίαν Мαρίαν, т.е. проповеди, произнесенная в Эфесе против Нестория, когда семь (епископов) перешли к Св. Марии“ (т. е. присоединились к собору, заседавшему в церкви «Св. Марии“); № 5-й; λεχθείσα έν Еϕέσψ συνάξεων έπιτελουμένων, χαθαιρέθεντος Nεστόριου, «сказанные в Эфесе, когда оканчивались собрания по низложении Нестория”. В обеих этих беседах Несторий трактуется, как уже низложенный, изверженный из священного сана и лишенный общения церковного. Именно в 4-й беседе проповедник говорит (р. 993): «ты, ослепленный и обуреваемый манией злоязычия в сем деле, желающий себе самого лишить престола, изъял себя из списка братьев, не признав Того, Который даровал тебе жребий архиерейства... Ныне не павшего поражаю я, не носимого волнами токмо, поражаю дерзкую клевету беззаконных замыслов.. Посему Бог, о Котором ты ложно учил, Низложил тебя и вырвал корень твой из земли живых»... (pag. 996). В 5-й же беседе проповедник вообще говорит уже тоном победителя, игнорируя как бы заносчивость Нестория, не утешает только надеждой себя, что учение, им защищаемое, восторжествует, но постоянно подразумевает уже это торжество, как совершившееся, и потому только советует Несторию не упорствовать, а присоединиться к собору отцов (р. 1001): «прими домостроительство, почти верою таинство; не трудись над тем, что выше ума..., веруй вместе с нами“! Но из истории Эфесского собора известно, что осуждения Нестория было собственно два: первое произнесено было –22 июня, в так называемом 1-м заседании собора, второе – по прибытии папских послов, 11-го июля, в 3-м заседании окончательным судом и низложением Нестория всею Вселенскою Церковью было, конечно, низложение 11-го июля. Есть основания полагать, что обе означенные проповеди сказаны Кириллом после вторичного низложения, т. е. после 11 июля. Это, во- первых, переход семи епископов, державших сторону Нестория, на сторону православных и, во-вторых, радостный, бодрый и благодушный тон обеих проповедей. В 4-й беседе св. Кирилл ясно указывает на то и другое. «Сие присутствие св. отцов, говорит он (р. 992), произвело во мне, много огорченном, радость. Ныне исполнилось на вас сладостное слово псалмопевца Давида: «се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе“ (Пс. 132:1). В конце же сей беседы он так самоуверенно и торжественно говорит (р. 996): «но довольно и того, что сказано нами против него (Нестория).... А нам пусть выпадет на счастье беречь и почитать единство, быть покорным боголюбезнейшему императору, подчиняться начальствам и властям, благоговейно чтить нераздельную Троицу“... 5-я же проповедь вообще дышит благодушным тоном. Между тем, как присоединение епископов, так и благодушное, исполненное радости, настроение Кирилла были после 11-го июля. Именно у Порфирия Попова в его монографии о Кирилле Александрийском (Приб. к твор. св. оо. т. 13, стр. 277) присоединение семи епископов к православному собору показано под 13-м июля, к каковому дню отнесено им и 3-е заседание Эфесского собора (с папскими легатами). Но так как мы в датах следуем Тьерри («Несторий и Евтихий“...), у которого 3-е заседание помечено 11-м июля, – но о переходе епископов однако вовсе не упомянуто, – то и присоединение епископов относим к 11-му июля; в это же время, конечно, была произнесена и 4– я проповедь. Благодушное же и радостно е настроение у Кирилла могло быть именно после прибытия папских послов и продолжалось приблизительно до 16 июля, к какому времени относятся уже другие проповеди Кирилла, – и настроение его изменяется в виду неблагоприятного взгляда Двора на его и Мемноновы действия, – изменяется, благодаря несправедливым доносам Иоанна Антиохийского, комитов – Кандидиана, Иринея и проч. Радостное же настроение с 11-го до 16 июля было, конечно, от прибытия и единодушного с ним действия папских послов и от присоединения 7-ми епископов. Посему проповедь № 4-й мы относим к 11-му июля, а проповедь № 5-й к 12 – 16 числам того же месяца.

Высказав свою радость в виду присоединения епископов и присутствия их на соборе св. Отцов, проповедник, в 4-й беседе, обращается с похвальным словом к пресвятой Богородице Марии, в церкви Которой происходило это собрание отцов, – словом, во многом напоминающим и в некоторых местах буквально сходным с приветствиями, находящимися в «похвальном слове Св. Марии Богородице”. Упомянув, затем, об иудеях христоубийцах, о горьком недуге Ария и безбожном самомнении разнузданности языческой, проповедник рассуждает: «Всякий народ, шествующий путем разгула и беззакония, погибал во зле: ибо часто народы, неведущие Писания, непроизвольно злословили Бога. Но сей, имевший все Писание и, может быть, осмелюсь сказать, постигший все фокусы волшебства, не преклонился искренно пред боговдохновенным Писанием, но склонился к серебру и золоту, -Ты, ослепленный безумством злословия, лиши и себя епископского престола, изъял себя из списка сих братьев, не признавая Того, Кто даровал тебе жребий архиерейства, – и Кто в священном Писании так ясно исповедуется Богом (Исх. 7:14; Мф. 8:29). «И непрошенный, преждевременно уподобившись велиалу, ты вознамерился сетью своих беззаконных умствований склонить к себе Царя, ревнителя православия и поклонника единосущной Троице, чрез Которую он непоколебимо царствует..., сего обольстительными своими речами ты дерзнул сделать отступником, боголюбезный народ ты захотел совратить и возмутил прах усопших отцов. Ты удалил от церкви священный клир пресвитеров и диаконов, клир, который обличал тебя в нелепом безумстве, чтобы ты не учил по – арианскн. И ныне не павшего уже отвергаю я и не носимого волнами токмо, но поражаю дерзкую клевету твоих беззаконных замыслов. Кто видел борца, павшего на арене и не поднимаемого? А мы разве не простирали руки, когда ты пал?.... Возьми в свидетели почтенного и святого архиепископа великого Рима Целестина..., возьми свидетелем также и нашу скудость, когда краткими письмами приглашали тебя принять наше учение о Боге... Посему Бог, о Котором ты ложно учил, низверг тебя и вырвал корень твой из среды живых“. В заключение проповедник высказывает готовность повиноваться Царю и властям и твердую решимость сохранять правую веру в Бога. – р. 992 – 996.

В начале 5-й эфесской проповеди говорится о ненасытном влечении присутствующих к слушанию, как причине, побудившей проповедника выступить на кафедру. При этом радостное и хвалебное настроение святых отцов, прославляющих Христа, ставится проповедником в контраст с нахальным богохульством еретиков, отрицающихся Искупившего нас Господа и клевещущих против Его славы и величия. Автор сравнивает еретиков с коварными и нечестивыми фарисеями и иудеями, бросавшими камнями в Спасителя. «Зачем Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом, возглашают эти ревнители безумства и нечестия иудейского? 0 безрассудный злоязычник, ты не познал таинства. Не человеком будучи, Он сделал Себя Богом, а стал непреложно и неслиянно человеком. Имеющий неизреченное рождение от Отца, принял рождение по плоти от жены, и сделался сыном человеческим, чтобы спасти нас; стал подобным тебе, – ради тебя; а чрез Себя пребывает тем, чем был. Познай, посему, Единородного, ставшего во плоти, исповедуй, что Он есть Бог вочеловечившийся ради нас“. Автор приводить, далее, доказательства того, что Бог имел явиться и действительно явился на землю в телесном виде, или образе (Вар. 3, З6 – 38; Пс. 49:3; Мф. 3:2; Пс. 131:11; Деян. 11:30). Мало того, пророк Давид предсказал даже и место рождения Господа (Пс. 131,4 – 6), как об этом же говорил и Михей (5, 2). – «Но я стыжусь, говорит Кирилл от лица Нестория, исповедать Богом рожденного от жены“. – «Итак, ты хочешь, отвечает на это св. Кирилл, стать выше божественных советов? Ты отрицаешь домостроительство? Хочешь нанести удар советам Божиим? Но Сам Он пожелал спасти вселенную этим именно образом. О невероятная вещь: светильник спорит с солнцем! Владыка всего знал путь собственных дел“. В заключение проповедник увещевает Нестория (без упоминания его имени) принять домостроительство и православную веру. – р. 996 – 1001.

Между 17-м и 20-м июля произнесена была проповедь под номер. 6-м, надписывающаяся: «беседа (сказанная в Эфесе) против Иоанна антиохийского, отщепенца”: (λεχθείσα έν Еϕέσψ)χατά Iωάννου τού ‘Аντιοχείας άποσχίσαντος. Что беседа эта произнесена против Иоанна Антиохийского, об этом говорят многие выражения из проповеди, например (р. 1001)' «к тебе теперь обращено мое слово, к тебе, пришедшему из восточных стран и высоко над всеми вздергивающему брови“... и проч. Но история Эфесского собора показывает, что Иоанн, архиепископ антиохийский, с первого дня прибытия в Эфес (27 июня) был уже отщепенцем; следовательно и речь против него, как такого, могла быть произнесена в период времени от 28 июня до 4-го августа, когда Кирилл посажен был в тюрьму. Однако история же собора указывает и на особенно благоприятные за этот промежуток времени, обстоятельства для такой проповеди, – это действия 4-го и 5 го заседаний эфесского собора (16 и 17 июля), из которых на первом было призвано не имеющим никакой силы отлучение от церковного общения и низложение Кирилла и Мемнона, сделанное Иоанном Антиохийским на своем соборе (27 июня), а на втором сам Иоанн и все его приверженцы отлучены от церковного общения. При этом, как 16-го, так и 17-го июля были посылаемы к Иоанну Антиохийскому депутации (две 16-го, и одна 17-го июля), чтобы он явился на заседание законного православного собора дать ответ в своих действиях. Но Иоанн на все три приглашения ответил отказом, из чего стало ясно, что он сознательно и решительно не хочет явиться в присутствие собора для оправдания себя в обвинениях, на него возводимых, – стало ясно, что он отделяется от св.» Вселенского Собора. Вот это-то обстоятельство и могло послужить прекрасным поводом к произнесению рассматриваемой нами проповеди (между 17 и 20 июля). Действительно, в проповеди есть намеки, что она произнесена уж е спустя значительное время после того, как Иоанн находился в Эфесе; отцы собора представляются в ней уже утомленными и проч. так, например (р. 1004), говорится: «что ты сознательно не приходишь к нам, обличают тебя сами твои дела. Ты видишь нас, как на войне, покрытых пылью, еще орошаемых потом битвы, требующих духовной радости и утешения, но уже несомненно, как победителей... ты обнажаешь оружие против истины догматов. О невероятная вещь! – не принял участия в битве, не помог сражающимся; избежал момента битвы медленностью путешествия; стоял, издали смотря на сражающихся. ты видел павшего врага, видел богохульный язык, подавленный и наказанный, – и вот опечалился! Скажи, по какой причине? Что победил Христос? Что овладел праведником? Что онемели уста велеречивого болтуна? Что прекращен недуг, распространявшийся среди чад церкви“? Такие слова едва ли могли быть сказаны ранее решительного и окончательного осуждения Нестория судом вселенской церкви (10 и 11 июля) и отказа Иоанна Антиохийского явиться на Собор (16 и 17 июля). В пользу отнесения проповеди к названному времени (17 – 20 июля) говорит и довольно обиженный тон проповеди, уже не радостный и бодрый, как в предыдущих двух проповедях (под №№ 4-м и 5-м), но скорее грустный и тяжелый. Так проповедник, говоря, что, не смотря на противодействия Иоанна действиям Собора, победа останется за св. отцами, замечает в конце проповеди (р. 1005): «итак, Христос победит. И хотя бы ты дерзнул распять на кресте, – Он и тут уже победил. Хотя бы ты и оскорбил Его злодейством, то против своей воли увенчал бы Его. Ибо нам «дарована еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еж е по Нем страдати“ (Иоил. 1:29). Говорить же так в это время, т. е. между 16 июля и 3-м августа вообще, Кирилл имел полное основание. Теперь уже известно было в Эфесе, как смотрит при Дворе на действия Кирилла, Мемнона и вообще православного собора, – смотрят, благодаря донесениям комита Кандадиана, Иоанна Антиохийского и личному освещению дела Иринеем. Под такими тягостными впечатлениями, как увидим, и была произнесена 7-я проповедь эфесская (около 30 июля и 3 августа). Но с этою проповедью проповедь, рассматриваемая теперь, имеет большое сходство относительно тона и настроения духа проповедника. Указав на любовь к Богу, как отличительный признак или свойство учеников и исповедников Христа (Иоанн. 12, 26), – свойство, которое именно обнаружено было этим великим сонмом иереев, собравшихся сюда (т. е. в Эфес) не ради какого-либо общественного земного интереса, но дабы очистить ниву господню от ужасного и всегубительного многоглавого дракона, проповедник обращается с упреками к Иоанну Антиохийскому (впрочем, не называя по имени), не принявшему участия в сей общей борьбе с еретиком. «почему не все мы, сослужители, вместе с Христом, – с волей и мыслью его? Поднял, как знаете, многоглавый дракон безбожную и злодейскую свою голову, изрыгая на чад церкви яд своего нечестия. Я выхожу на него, обнажая меч Св. Духа; ради Христа выступаю на битву со зверем, почему же ты не разделяешь трудов с благонамеренно действующими? Почему ты здесь не соприсутствуешь? Пусть был бы он извержен рукою всех?... и вот мы, как верные священнослужители Спасителя, домостроители таинств Его, считаем наивраждебнейшими поносящих славу его, но ты не так. почему?... Ты, причтенный к братьям, подписывающийся именем Христа, обязанный быть соратником Его, – ты обнажаешь оружие против истины догматов? О невероятное дело! Не принял участия в битве, не помог борющимся; избежал момента битвы медленностью путешествия; стоял, издали смотри па сражающихся... Ты видел павшего врага, видел и подавленный богохульный язык, – и опечалился. Скажи, по какой причине? Что победил Христос? Что заграждены уста многоболтливые?... Нет, лучше было бы тебе мужествовать вместе с вами и повторять с голоса Давида: «Не ненавидящие ли Тя, Господи, возненавидехом“... (Пс. 338, 21, 22). Но у тебя нет решительно никакого оправдания на это. Напротив, ты метишь стрелы в победителей и стрелами зависти намереваешься нанести рану тем, которых скорее должен был бы наградить своим уважением“! Но не смотря на отступничество от собора и даже прямое противодействие ему со стороны Иоанна Антиохийского, проповедник не теряет мужества и питает полную надежду на победу своих соратников, воинов Христа (Еф. 6, 13 – 16). «хотя и выступает он, говорит об Иоанне св. Кирилл, отважным и страшным, исполненным великой надменности, и подобно хвастуну Голиафу превозносится над нами своим необузданным неразумием и невежеством; но Христос победит именно чрез своих ратников». В подтверждение своих слов проповедник ссылается на пример Давида, победившего Голиафа с пятью гладкими камнями в сумке. Сумка (тоболец) Давида – это земная церковь Христа, имеющая много честных и избранных камней. «Посредством этих святых камней одержит победу Христос». Гладкость камней указывает таинственно на их несокрушимость. «Ибо как гладкое всегда неуловимо (выскользает), так никогда непоколебимо дело святых. Следовательно победит Христос“. Высказывая надежду на победу Христа, проповедник между прочим замечает в конце: “яко нам даровася еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати” (Филипп. 1, 29). – р. 1001 – 1005.

Следующее 7-е место в ряду эфесских проповедей должна занять проповедь под номером 7-м, имеющая такое надписание: «Проповедь, сказанная в Эфесе, прежде арестования комитом и заключения под стражу“, λεχθείσα έν Еϕέσψ, πρίν συοχεθήναι ύπο τού χόμητος, χαί ύπό ςρατιωτών ϕυλαχθήναι – Комит Иоанн, как известно из истории собора, прибыл в Эфес 3-го августа, арестовал же и заключил Кирилла в темницу на другой день, т. е. 4-го августа. Значит и указанная проповедь была произнесена весьма близко к этому времени, т. е. между 30 июля и 3 августа, Тон этой проповеди грустный; проповедник как бы предчувствует душой исход своего правого дела, а потому как себя возбуждает к мужеству и терпению, так увещевает и епископов к подобному же терпению и стойкости в деле защиты и сохранении чистоты веры. Вообще ни к какому другому времени, кроме указанного, эту проповедь отнести нельзя. Означенную проповедь св. Кирилл говорил, как известно из истории собора, вслед за Акакием Мелетинским, возбуждавшим отцов собора к мужеству и терпению в виду предчувствуемого неблагоприятного исхода дел для православной стороны. Та же самая тема и в проповеди Кирилла.

Согласно со словами Псалмопевца (30, 25) и апостола Павла (Римл. 5, 3 – 5), проповедник восхваляет мужество и терпение всех, уповающих на Господа: «терпение есть способник и сослужитель всякого добра, путь в чести и питатель надежды на будущую жизнь“. Оно есть единственный путь к доброй и честной жизни: «ибо чрез – чур много злоумышленников против святых и жестока война с ними“. Посему, помня слова Спасителя: «но дерзайте, яко Аз победих мир“ (Иоанн. 16, 33), нужно мужественно выдерживать себя при встречах с искушениями и помнить слова ученика Христова: «блажен муж, иже претерпит искушение, зане искусен быв, приимет венец жизни, его же обеща Бог любящим Его“ (Иак. 1:12). Славный плод духовного мужества виден из примера трех юношей еврейских – Анании, Азарии и Мисаила, не восхотевших поклоняться пред золотым истуканом, не смотря ни на какие угрозы вавилонян. За такую твердость в вере и устойчивость в благочестии они ввергнуты были в печь огненную, где по божественному мановению пламень огня превратился в веющее дыхание росы. «Пещь, заключавшая в себе святых песнопевцев из людей и ангелов, служила образом Церкви”, с тем различием, что те (юноши) находились под властью варварских тиранов, а мы, говорит о себе проповедник, под скипетром благочестивейших правителей. «Каким же образом уступим мы врагам? Ибо хотя они и разжигают печь коварства и раздувают пламень упорства, навязывая нам человекопоклонение, но мы имеем Бога на небе, Ему мы покланяемся... Следуя вере благочестивейших императоров и зная силу кротости, присущей им, мы не претерпим нечестия противников. Напротив, станем исповедовать, что Еммануил есть Бог по естеству; и говоря это и так веруя, мы выиграем большую награду. Какую же именно? Он сам научает нас, говоря: “всяк убо, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на Небесех, а иже отвержется Мене пред человеки, отвергнуся его и Аз пред Отцем, Иже на Небесех“. «А исповедут Его тот, учил проповедник, кто признает Его истинным Богом и кто обличает неверующих. Отрицается же, далее, тот, кто не исповедует Его истинным Богом и кто вооружается против исповедующих. Следовательно Спаситель всех их отвергается, нас же исповедует”. – р. 1005 – 1009.

8-я эфесская проповедь представляет из себя отрывок в несколько слов, сохранившийся притом в одном латинском переводе. Как гласит надписание этой проповеди: homilia, habita Ephesi in maiori ecclesia, quae vocatur Mariae, она произнесена была в «Церкви Св. Марии“. Отрывок, как кажется, содержит в себе заключительные слова проповеди, состоящие почти из текста Свящ. Писания (Филипп. 2, 10 – 11). Мы думаем, что это и есть та проповедь во славу и честь Божией Матери, которая (проповедь) была произнесена Кириллом по освобождении из темницы, пред отъездом в Александрию в октябре месяце.

Ко времени возвращения Кирилла из Эфеса в Александрию, – что было 30 октября 432 года, – должна быть отнесена, как нам кажется, проповедь, стоящая под номером 10-м. Она надписывается: τού άυτού άϒίου Кυρίλλου έχ τής πρώτης όμίλίας τής τι ού χρη. λέϒειν νθρωπον, άλλά θεόν ένανθρωπήσαντα, т.е. “Того же св. Кирилла из первой беседы о том, что не должно говорить: человек богоносец, но: Бог вочеловечившийся”. Содержание этой проповеди и преимущественно термин «богоносец», появившийся с ересью Нестория, показывают, что она произнесена была после Несториевой ереси. Но в то же время спокойный в высшей степени тон её (не полемический), строгая выработка аргументации и православной терминологии говорят за то, что проповедь была сказана уже значительно спустя времени после осуждения Нестория, когда всё улеглось и успокоилось. Иначе автор не преминул бы, как это сделал он в 17-й пасхальной проповеди, пуститься в полемику с Несторием, назвать его еретиком и обличить его заблуждение. Следовательно проповедь эта явилась уже после Эфесского собора. Невозможно, далее, предположить того, чтобы такой ревностный проповедник, делившийся ей своей паствой всеми своими заботами и мероприятиями, и такой неуклонный хранитель веры, каким был св. Кирилл, по приезде с Эфесского собора в свою родную паству, ничего не поведал о постановленном и утвержденном на соборе православном учении. Такою проповедью и была беседа, рассматриваемая нами и представляющая из себя отрывок настоящей целой беседы. Именно слова: « έχ τής πρώτης όμίλίας” мы и понимаем в смысле «выдержки из первой беседы Кирилла по прибытии в Александрию”... В противном случае, т. е. если допустить, что данная проповедь сказана была к александрийцам не по приезде с собора и не по поводу постановленного там, а когда-нибудь в другое время, – в этом случае трудно было бы подыскать повод или причину к произнесению её. Нам известно уже из 21-й пасхальной проповеди, с какою гордостью отзывался пастырь александрийский о благоверии своей паствы (р. 852); а проповедь 21-я (пасхальная) была произнесена в 433 году. Поэтому мы и относим рассматриваемую проповедь (№ 20-й) к 432 году, к первым дням после возвращения (30 октября) Кирилла в Александрию из Эфеса.

«Хотя велик был, по истине, блаженный Моисей, ибо слышал Бога, говорящего: вем тя паче всех и благодать имаши у Мене“ (Исх. 33:12), так начинается отрывок беседы, «однако же он был (только) как верный раб в дому. Хотя достоин был удивления пророк Самуил, но и он был только в числе призывающих Бога всяческих. Хотя святы были блаженные пророки, но однако и они исполняли служение, свойственное рабам, передавая жившим тогда и в особенности нам вышние и от Бога возвещенные глаголы: ибо возглашали всегда: «сия глаголет Господь“. Сам Христос говорил некогда о блаженном Крестителе; но и последний, хотя получил по неложному гласу Спасителя (Лк. 7:28) высшее место в оправдании, однако не возомнил Себя высшим Спасителя, но исповедал Его Господом и уступил победу славе Христа... Итак, хотя большая часть святых носили в себе Слово Бога, но ни о ком из них однако не написано: «Слово плоть бысть и вселися в ны“, и ни над одним из них не видим ликующими вышних сил. В самом деле, при чьем, скажи мне, рождении множество небесных воинств ликовало и воспевало гимны над вами? Об одном только Емманнуиле возглашали: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Итак, хотя во многих святых обитал Бог, однако говорится, что однажды только, по исполнении веков, снизошло Слово Божие, однажды стало человеком, и об одном только пророк сказал: “се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил“ (Исх. 7:14 Мф. 1:23). Один и единственный «искупил нас от клятвы законныя, быв по нас клятва“ (Гал. 3:13). Одного Сына предал за нас Отец; Один Сын положил за нас собственную душу; один был распят и ожил, поправь державу смерти. Итак, мы признаем Бога Слово воистину ставшим во плоти, именно вступившим в единение с плотью; и не признаем того, что Еммануил был человеком богоносцем. Напротив, исповедуем, что будучи Богом по существу, Он, восприявши образ раба, стал и Сыном человеческим, и есть сам Бог и вместе человек“. – р. 1109 – 1112.

Следующее, по времени, место принадлежит проповедям под номером 3-м и 16-м. № 3-й имеет такое надписание: έις τόν προεξηϒησάμενον, χαί είς ένανθρώπησιν τοϋ Кορίου т. е. «о ранее говорившем проповеднике и о вочеловечении Господа“; № 16-й: λεχθείσα έν τοίς τού άϒίου Вαπτιστοϋ ‘Iωάννου, Фαρμουθί χή, περί τής ϒενομένης όμονοίας τών έχχλησιών, χαί χατά τού δυσϕήμου Nεοτορίου т. е. беседа, сказанная в праздник св. Крестителя Иоанна, 23-го апреля, 11-го индиктиона, о состоявшемся единомыслии Церквей и против злохулителя Нестория”. – Обе проповеди произнесены в 433 году. Именно из истории Церкви известно, что Иоанн Антиохийский и восточные епископы, пребывавшие до 433 года вне общения с александрийской церковью, в этом году, по настоянию императора, вступили в переговоры с Кириллом о соглашении и примирении. Для сей цели Иоанном Антиохийским в декабре 433 г. послан был в Александрию епископ Павел Емесский, который на предложенные Кириллом условия для вступления в общение церковное (epist. 40, pag. 185) дал согласие и потому принят был Кириллом в общение с александрийскою церковью. Для удостоверения александрийцев в своем православии он произнес две беседы, одну в день Рождества Христова, а другую 1-го января. По произнесении им этой последней беседы и Кирилл сказал краткое слово, в котором подтвердил и одобрил все то, что сказано было Павлом Емесским. Это и есть проповедь Кирилла под номером 3-м.

«Вот мы, говорит в этой беседе проповедник, приведя слова прор. Исаии (12, 3), почерпали вам воду из священного источника, т. е. разумею проповедника, предварившего нас, который, быв озарен светом Св. Духа, изъяснял нам великое и досточтимое таинство нашего Спасителя... Итак, Слово, изначала бывшее Богом, сущее в недрах Отчих, чрез Которого все и в Котором все, добровольно обнищало ради нас и стало плотью, т. е. человеком,... дабы и мы чрез Него были богаты в Боге Отце. Так мы научены обращаться в молитвах: Отче наш, Иже еси на небесех”. Выяснив, затем, значение для нас Крестной смерти и Воскресения Спасителя, автор славословием Богу Слову оканчивает проповедь. – р. 989–992.

После сего, обменявшись «исповеданиями веры, письменно изложенными (как Кирилл от себя писал Иоанну, так и Иоанн – к Кириллу) и нашедши их православными и согласными с верою отцов, оба патриарха – антиохийский и александрийский – вступили, наконец, в полное церковное общение. Это было в том же году в апреле месяце, т. е. спустя 4 и 0,5 месяца после начала переговоров. Об этом примирении и заключении общения церковного с восточными и поведал пастырь александрийский своей церкви в проповеди под номер. 16-м. Как значится в надписании самой проповеди, она сказана была 23-го апреля. К этому дню относят и историки церковные мир между св. Кириллом Александрийским и Иоанном Антиохийским. Недоумение возникает однако по поводу указания заголовка проповеди, что она сказана была в день или праздник Иоанна Крестителя. Но в настоящее время дни воспоминаний этого святого приходятся в другие месяцы и числа. Приходится предположить, что в этот день празднование Крестителю было совершено местное, имевшее основание в каких-нибудь местных событиях и проч. Назвав по гласу пророка Малахии (3 12) людей благочестивых, владеющих основательным ведением божественных догматов, землею вожделенною и плодородною, проповедник говорит: «А такою бывает всякая боголюбивая и святая душа, восприявшая в себя Спасителя всех Христа, как некоего земледельца и Сеятеля, который озаряет нас ведением божественных догматов. Но враг всего, т. е. сатана, воздвигает по временам всевающих среди пшеницы зловредные плевелы. Впрочем, последние, хотя и расцветают, исторгаются, и поле, таким образом, остается чистым. Посему извержен всею церковью нечестивый Несторий, по истине горький плевел диавола; и сущие по всей вселенной богобоязненные епископы вступают, наконец, в единомыслие, исповедуя правую и единую веру. Так приняты в общение с нашими церквами, или вернее с церквами по всей вселенной, и церкви восточные; ибо богобоязненнейшие епископы их исповедали правую и неукоризненную веру. А как писал ко мне богобоязненнейший и благожелательнейший епископ антиохийский Иоанн, и что я ему отписал, при помощи Божией вы имеете выслушать”. – р. 1096.

Почти одновременно с этою последнею проповедью, или несколько спустя после неё, св. Кириллом были сказаны к александрийцам две проповеди (о вере),отрывки из которых мы имеем под номерами 21-м и 22-м. №21-й состоит из 5-ти отрывков, из которых 4 последние отрывка повторяют по частям тоже, что содержится и в первом отрывке. Надписание номера 21-го таково: τού άϒιου Кυρίλλου έχ τού πρός ‘Аλεξανδρίας προσϕωνητιχού λόϒου περί πίςεως – «из торжественной речи святого Кирилла к александрийцам о вере” . № 22-й – τού άϒίου Кυρίλλου έχ τής πρός ‘Аλεξανδρέις όμιλίας – «Из беседы св. Кирилла к александрийцам“. В первом из отрывков, именно под номером 21– м, говорится о не смешении, не слиянии, не срастворении Божеского и человеческого естеств в Иисусе Христе, – доказывается, почему нельзя принять этого, и показывается образ соединения естеств в Иисусе Христе (р. 1112 – 1113); отрывок же 22-й содержит учение о бесстрастности (или непричастности страданию) Бога Слова по собственной Божественной природе. Между тем, в ответном письме Кирилла к Иоанну Антиохийскому, – письме, о котором, как мы видели, говорится в проповеди 23 апреля 433 года (та что я ему, т. е. Иоанну Антиохийскому, отписал” ...), – в этом письме (epist. 39, pag. 173 – 181) содержится то же самое учение, что и в рассматриваемых нами отрывках под номерами 21-м и 22-м. В письме к Иоанну Антиохийскому Кирилл опровергает обвинение, взводимое на него, будто он с аполлинаристами признает плоть Иисуса Христа принесенною с неба (ер. 39, р. 177 – 180), допускает смешение Бога Слова с плотью и страдание Его по Божеству, и в виду этого старается раскрыть сколь возможно точнее учение о двух естествах во Христе и о бесстрастности Божества по собственной Его природе. «Един Господь Иисус Христос, говорит, наприм., Кирилл (pag. 180), хотя не игнорируется при этом различие естеств»., из которых произошло как мы утверждаем, неизреченное единение. А говорящих, что произошло смешение, или слияние (или срастворение Бога Слова с плотью, да благоволит твоя святость заставить замолчать“ ... «При этом все мы исповедуем, что Бог Слово пребывает бесстрастным, хотя Сам Он и зрим был ... усвояющим Себе страдания собственной плоти”, и подтверждение чего изъясняется текст: «плещи Моя вдах на раны“ и проч. (Исх. 50:6). Если сравнить теперь содержание отрывков проповедей 21-й и 22-й с содержанием этого письма, то ясно будет их даже до буквальности доходящее сходство выражений и мысли. Приводится те же места из свящ. Писания, те же доводы разума, почему нельзя признать смешения, срастворения или слияния. Как там, так и здесь, ссылка на послания св. Афанасия Великого к епиктету, содержащее ясное исповедание двух естеств во Христе. При письме, между прочим, посылался точный список самого послания. – В виду такого близкого сходства 21-й и 21-й бесед с письмом Иоанну Антиохийскому, – а оно было читано александрийцам 23-го апреля 433 года, – безошибочно можно заключить, что и те две беседы, отрывки которых мы имеем под номерами 21-м и 22-м, произнесены были к александрийцам или в тот же день (23 апреля) или в ближайшие к сему последующие день. В противном случае трудно, да и не возможно отыскать повода к произнесению этих бесед. Нужно иметь, при этом, в виду то, что учение о не смешении и не срастворенин Божеского и человеческого естеств в Иисусе Христе составляет последнюю завершительную стадию в развитии и раскрытии христологических вопросов. Христологические споры начались с понятий «Богородица“ и «богоносец®, и только уже в последнем фазисе развития доходят до понятий «срастворение“ и “смешение“. Далее, обвинение Кирилла, будто он проповедует «смешение» или «срастворение“ естеств, могло быть сделано только со стороны восточных епископов и ученых, полагавших очень резкое разделение между естествами в Иисусе Христе. Со стороны же всех прочих епископов могли слышаться и действительно слышались иного рода возражения, как увидим ниже. Между тем переговоры и переписка восточных с Кириллом начались, как нам известно, в 433 году; упреки же на Кирилла за допущение им будто бы «срастворения“ естеств послышались именно после примирения Иоанна с Кириллом, как это видно именно из (39-го) письма Кирилла к антиохийскому архиепископу. Следовательно и Кирилл до 433 года не мог официально знать о подобных обвинениях, возводимых на него в Антиохии, а потому и не мог ставить указанные христологические вопросы предметом бесед к александрийцам, так как в самой Александрии не могло быть и помину о подобных подозрениях на счет учения Кирилла. Здесь послышались противоположные обвинения Кирилла по поводу его примирения с восточными: именно, что он изменил прежнему своему учению и в угоду восточным признает двух Христов или двух Сынов. в том же заподозрили Кирилла и многие другие из единомысленных с ним епископов и пресвитеров. – на этом -то основании мы и относим происхождение отрывков под номерами 21-м и 22-м ко 2-й половине 433 года. «Я не принимаю срастворения», говорит Кирилл в отрывке номер 21-й, «ибо это чуждо апостольской веры и правого предания Божия. Срастворение производит уничтожение естеств. Неизреченное же «единение”, исповедуемое правомыслящими, сохраняет оба ествства неслиянными, и признает единого, хотя и в обоих (естествах) виденного Христа, вместе Бога и Его же Самого, ставшего человеком, а не двух Христов, но одного только, соединившегося, но не срастворившегося. Ибо, если бы два естества, будучи иносущными, срастворились в одну смесь, то ни одно из них не сохранилось бы, но оба, слившись, уничтожились бы. Но соединившись, они не привяли ни отделения друг от друга, ни разделения. Разделились же и отделились (одно от другого) только в момент смерти: душа от тела, нисходя с Божеством во ад, а тело от души, быв положено в новом гробе, – по неложным глаголам Христа, говорящего: «разорите Церковь сию и треми денми воздвигну ю” (Иоанн. 2, 19). И церковь действительно разрушается во время трехдневного пребывания во гробе, как Он сам восхотел; и снова воздвиг ее и вступил в единение с нею неизреченным и несказанным образом, не смешавшись с нею, или обратившись в нее (собственно “оплотянившись“), но сохраняя в самом Себе неслиянными субстанциальные особенности иносущных природ. Ибо действительно не смешались природы“. Затем Кирилл приводить свидетельство св. Афанасия следующее: «когда сохранились два иносущные естества во едином Христе Сыне Божием, а не слились, и не погибли, и не разделились»... И после других свидетельств говорит следующее: «уподобился нам во всем, кроме греха: ибо божественное естество не пременилось, или срастворилось с человеческим естеством; но вступило с ним в единение, не чрез пременение, не чрез срастворение, не чрез смешение, не чрез слияние, не чрез превращение в другое, не чрез перемену, не чрез уничтожёние (исчезновение) или обращение в плоть, но чрез неизреченное и невыразимое единение“. – р. 1112 – 1113.

“Родила нам Дева Еммануила, говорится в отрывке № 22-й, по Божеству единосущного Отцу, по человечеству же единосущного нам, по Божеству – бесстрастного, по человечеству – подверженного страданиям. Ибо хотя Бог Слово и усвояет Себе страдания собственного тела и переносить (их) на Себя, но Сам, однако, пребывает в пределах бесстрастия. Хотя ты и слышишь, что Он говорит: «Плещи Мои вдах на раны, и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваниа“ (Исх. 50:6), однако думай, что ничего подобного Он не переносил собственною своею природою, но правильнее – сделал их собственными Себе, как удары собствевнjго тела. Ибо чью собственность составляет тело, Тому справедливо приписывается и то, что составляет принадлежность тела, исключая греха. Итак, хотя Слово и стало воплотившимся, однако по Божеству Оно пребывает бесстрастным. Но усвоив Себе в силу необходимости состояния своего тела, Оно считается страдавшим по плоти, хотя, поскольку мыслится Богом, Оно не подвержено страданию. Следовательно, не уразумевают они того, что Ему, поскольку Оно есть Бог, сохранена бесстраотность, но приписывается и страдание за нас, именно по плоти, поскольку Оно, будучи Богом по природе, стало плотью, или совершенным человеком. Ибо кто был говорящий к небесному Отцу и Богу: «жертвы и приношения не восхотел еси, тело же совершил Ми еси; всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се прииду... сотвориши волю Твою, Боже“ (Пс. 39, 7 – 9) Ибо, как Бог, не имеющий тела, Он говорит, что приготовил Себе тело, чтобы привести его за нас, исцелить всех нас собственною язвою, по слову пророка». – р. 1116.

Несколько позже только что рассмотренных нами проповедей была произнесена к александрийцам проповедь “о воплощении Бога Слова”, стоящая под номером 15-м. Означенная проповедь, также, как и две предыдущие, главным образом имеет в виду точно раскрыть и утвердить православное христологическое учение, защищаемое и уясняемое Кириллом в последний период несторианской борьбы. Это учение о несмешении и неслиянии естеств в Иисусе Христе. В этой проповеди даже яснее, чем в двух предыдущих, Кирилл дает понять, что слово его имеет целью отвергнуть и опровергнуть те обвинения, которые взводили на него злономеренные люди, утверждавшие, будто он допускает срастворение естеств в Иисусе Христе. “Мы отнюдь не веруем так, говорит он, как думают некоторые из еретиков и сумасбродов, сливавших одно с другим – и Божество и человечество“ и проч. (р. 1092). Следовательно, проповедь относится ко времени после заключения примирения с восточными. Но в тоже время в этой проповеди есть некоторые и новые пункты, в сравнении с обеими предыдущими беседами, в которых оправдывается Кирилл. «Мы не разделяем на два Сына единого Бога и Спасителя нашего, вочеловечившегося и воплотившегося Бога Слова“, говорит он (р. 1092). Но очевидно, что такого возражения Кириллу уже не могли сделать восточные, для которых строгое разграничение в Иисусе Христе Божеской и человеческой природ было отнюдь не еретическим учением по крайней мере до 433 года. Это было даже главным тезисом антиохийского богословия в христологическом учении, – тезисом, служившим камнем преткновения для примирения с учением александрийского архиепископа. Резкость данного взгляда их сгладилась уже только после ознакомления их с богословием Кирилла и под влиянием его, что было в 433 году. – Из писем Кирилла нам известно, что упреки названного характера открылись со стороны православных епископов, именно по поводу примирения Кирилла с Иоанном Антиохийским. Так для многих показалось подозрительным принятие Кириллом Иоаннова «исповедания веры“, в котором (исповедании) говорилось о двух естествах в Иисусе Христе. Отсюда пошли слухи, что Кирилл изменил учению, доселе им отстаиваемому, что принял изложение веры, нечуждое заблуждений Нестория. В письме, наприм.,к Акакию Мелитинскому (ер. 40, р. 181 – 201) и особенно во 2-м к Сукцессу (ер. 46 р. 240 – 245) Кирилл ясно защищается от подозрений его в принятии несторианских заблуждений и в исповедании двух сынов (именно чрез допущение двух естеств в Иисусе Христе). Но если уже со стороны таких лиц, как Акакий Мелитинский, Сукцесс, Донат Никопольский и проч. могли появиться такие нарекания, то тем более могли зародиться подобные сомнения в православии александрийского пастыря у людей недальновидных и непроницательных. А такие конечно были и в самой Александрии. Для здешних ревнителей веры могло показаться более соблазнительным примирение их пастыря с восточными и особенно признание Иоаннова «исповедания веры“ православным. Для успокоения умов и совести обоих пасомых Кирилл и выступил с церковным словом. Отсюда можно думать, что и данная проповедь была сказана чрез непродолжительное время после примирения с восточными, т. е. в конце 433 года.

1) «Глубоко, велико и по истине достойно удивления таинство благочестия (веры), вожделеннейшее и для самих святых ангелов“, говорит проповедник. Действительно, как говорит ученик Спасителя, в благовествованное нам пророками о Христе желают проникнуть ангелы (1 Пет. 1:12). Они-то и ликовали и славословили Господа во время Его рождения от св. Девы, – славословили по причине громадности изливаемой на нас милости и человеколюбия. Именно «блаженный пророк Исаия говорит (25, 8): «пояде смерть возмогши, и паки отъят Бог всякую слезу от всякого лица“. А каким образом отъял всякую слезу от всякого лица, или каким образом сделал бездейственным древнее проклятие и разрушил ненавистную державу смерти, этому научает нас мудрейший Павел (Евр. 2, 14 – 15): «Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися тех же, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе”.

2) Что же, посему, значить «приискренне приобщися тех же“, как не то, конечно, что Он, подобно нам, родился от Святой Богородицы Марии – во плоти и крови? Ибо, будучи по природе Богом и истинным Словом Бога и Отца, единосущным и со-вечным Отцу и сияя высочайшими достоинствами своей всепревосходящей природы, Он, в образе и равенстве Родившего «не почитавши хищением быть равным Богу, Себе умалил, зрак раба приим, от Святой Девы в подобие человечестем быв, и образом обретеся, якоже человек, смирил Себе даже до смерти, смерти же крестныя“ (Филипп. 2, 6 – 7). Следовательно, добровольно предал Себя унижению, давая всем из собственной полноты. Предал Себя ради нас, не вынужденный кем-либо, но добровольно приявши ради нас образ раба, как свободный по собственной своей природе. Стал подобным нам превысший всякой твари; подчинился смерти все оживляющий, ибо Сам есть хлеб животный и даяй жизнь мирови (Иоанн. 6, 35); встал вместе с нами под закон превысший закона, Сам Законодатель Бог; сделался как один из рожденных и получивших начало бытия превысший всякого века и времени или лучше – Творец и Создатель веков.

3) Итак, каким образом сделался подобным нам? – Воспринявши тело от Св. Девы, тело не бездушное, как думали некоторые из еретиков, напротив, – одушевленное разумною душой. Таким образом произошел от жены совершенным человеком, кроме греха, – истинно, а не кажущимся только и призрачным образом, не перестав, при этом, быть Богом и не лишившись того, чем всегда был, есть и будет, т. е. Божества. Поэтому-то мы и называем Св. Деву Богородицей. Ибо, как блаженный Павел говорит: «един Бог и 0тец, из Негоже вся, и един Иисус Христос, Им же вся” (1 Кор. 8:6), то мы и не разделяем на два сына единого Бога и Спасителя нашего, вочеловечившегося и воплотившегося Бога Слова: не веруем и так, как думают некоторые еретики и сумасброды, сливающие одно с другим – и Божество и человечество, и допускающие, будто Бог Слово перешел в естество плоти, или плоть изменилась в природу Божества, – не веруем так потому, что непреложно и совершенно неизменно Слово Бога. Но поскольку Слово Бога истинно приняло в единение с Собою от Св. Марии плоть, одушевленную разумною душою, то посему Оно исповедуется неизреченно воплотившимся и вочеловечившимся“.

4) Посему довлеет для правого и неукоризненного исповедания вашей веры – называть и исповедовать Св. Деву Богородицею; присовокуплять же, что Она и человекородица и нет необходимости и бесполезно. Одного Бога научены мы исповедовать и после воплощения, как учит Павел: «Един Бог, и един Ходатай Бога и человеков” (1 Тим. 2:5). Мы утверждаем, что Слово Бога непреложно стало человеком. Именно, насколько дело касается естества плоти, то Св. Дева родила ей самой и нам единосущное тело. Но и в названии «Богородица“ совершенно ясно уразумевается это: ибо не голое Божество родила Св. Дева, но вступившее в единение с плотью Слова Бога. И не иначе она мыслится Богородицей, как только сказанным образом, так что непременно предносится мысли (подразумевается) исповедание вочеловечения. Тогда-то и откроется истина, что Святая Дева стала Богородицею, – Дева, родившая чрезвычайным образом единого Христа, подобно нам приобщившегося плоти и крови и единосущного Ей и нам по человечеству, так как плоть была от (έχ) Богородицы Марии, – но подобосущного, как и казалось некоторым еретикам, но единосущного, т. е. – из нашей сущности, ибо сказано: «от семене Авраамова приемлет” (Евр. 2:16). А подобосущное означает не истинного человека, но подобие Сына человеческого, как говорит Даниил (10, 16). Апостол же не подобию нас научил, напротив, говорит: «человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех“ (1Тим. 2, 5 – 6). А что Он единосущен Богу и Отцу по Божеству, это истинно исповедовали и отцы наши, называя Его единосущным Отцу, а не подобосущным”.

5) «Итак, говоря: «Богородица“, мы, очевидно, излишне и без надобности присоединяем еще и “человекородица“. Ибо достаточно, как я сказал, и первого речения, заключающего в себе исповедание всего нашего таинства и отнимающего у клеветников истины всякий повод к словоизвращению. А у еретиков есть обыкновение переделывать все правильно сказанное на извращенный лад. И мы не делаем ничего странного, утверждая, что они заблуждаются, перетолковывая самые Божественные Писания. Итак, нам следует вносить термины с подобающим и благонамеренным обсуждением. А то, как они перевирают, это для нас не важно. Пусть сами они слышат, что говорит пророк: «горе глаголющим лукавое доброе, и доброе лукавое” (Исх. 5:20). У света же нет никакого общения с тьмою и никакого согласия нет у Христа с велиалом (1 Кор. 6:14)“. – Пригласив, затем, своих пасомых идти правою стезею веры, проповедник славословием Богу оканчивает свое слово. – р. 1089 – 1096.

Из проповедей Кирилла на разные случаи осталась не разсмотренвою нами беседа под номером 10-м. Она имеет такое надписание: όμιλία είς το μυστιχόν δέιπνον cod. Wat. Add, χαί είς τόν νιπτήρα τή άϒία έ) т.е. «беседа на тайную вечерю"(Ватик. Список прибавляет: «и на омовение ног в святый пятый день»). Из содержания этой беседы с несомненностью явствует, во-первых, то, что она явилась после споров с Несторием и притом спустя значительное время, во-вторых, что она сказана была Кириллом в глубокой старости. Так, Кирилл говорит в одном месте (р. 1021 – 1024): «итак, о, добропослушные дети, умоляю вас, споспешествуйте мне своими молитвами, – мне, утомленному жизнью, согбенному и скорченному (в походке), чтобы даровал мне Господь сказать согласно с истиной“... Оба указанные обстоятельства и в особенности последнее дают нам основание поставить эту проповедь на последнем, в хронологическом порядке, месте, т. е. отнести ее к концу жизни святителя. На эго указывает и умилительпо-добрый, отеческий тон её, свойственный благолепной старости. Кирилл здесь всецело действует на сердце слушателей, затрагивает сердце, а не ум, как в других проповедях. – Как понимать, далее, выражение: τή άϒία έ? Значит ли это – В святой паток, или просто «в 5-й день недели” по тому счету дней, какой был принят в Александрии? Мы принимаем последнее и утверждаем, что «5-й день недели“ Кирилла равняется нашему «четвергу”. К такому разумению дела приводит нас следующая заметка о счете дней седмицы в 6-й пасхальной беседе, ή, pag. 520. «И представит”, говорит в указанном месте Кирилл, «на 8-й день, т. е. после субботствования по закону; ибо это есть время явления нашего Спасителя, так как конец закона и пророков Христос. По сей-то, полагаю, причине, выражаясь как можно точнее, 8-й день и называется у нас Господним, как навсегда заключивший время закона и открывающий для нас начало Господних времен, в которых все стало новым“... День же Господень (Кυριαχή ήμέρα), как видно из дат каждой пасхальной проповеди, есть день воскресный, или воскресенье. Но если воскресный день считался восьмым днем, открывающим начало нового времени, то следовательно счет дней седмицы Кирилл вел не с «понедельника”, как мы, а с «воскресенья». А по такому счету 5-й день седмицы равняется нашему «четвергу». Итак, выражение τή άϒία έ мы можем переводить: «во святой четверток“.

«Что может быть усладительнее и приятнее для любящих Бога и жаждущих истинной жизни, начинает проповедник, как непрестанно наслаждаться общением с Богом и находить покой в божественном законе Его? Если нагружающие себя яствами и питиями и предающиеся своим шатким удовольствиям наживают цветущее здоровье и пышное тело, то сколько более просветятся те, которые заботятся о душах и воспитаны на воде успокоения, т. е. на божественной проповеди, облечены в позлащенную и испещренную одежду, как сказано пророком?... Итак, когда мы в духовном беге достигли завершения животворящих тайн, и когда уже предложены нам от Господа в напутствие к бессмертию дары, высшие всякого слова, то вот все мы, получающие неизглаголанныя удовольствия и участники небесного призвания, облекшись чистотою веры, как брачною одеждой, с радостью поспешим на тайную вечерю. Христос нас сегодня гостеприимно принимает, Христос нам служит сегодня, Христос- человеколюбец оживляет”. Затем, продолжая начатую речь о Христе в форме антитеза, проповедник спрашивает в заключение слушателя: «хочешь ли, я покажу тебе величайшее знамение того, о чем мы говорим? Внимай уже не нашему краткоречию и простоте, но великому голосу предвозвестивших сие... Так, великий между царями Соломон послан был вестником пред царем царей; занимавший высочайший престол объявил тайну Вышнего; увенчанный порфирою и царской диадемой провозгласил заповедь Поставляющего и Преставляющего царей. Видишь, каково достоинство вестника?! Вникай и в силу того, что тебе показано им”. Приведя, затем, слова из Премудрости (9 гл. 1 – 6 ст.), св. Кирилл говорит: «Вот тебе, возлюбленный, образы совершающегося ныне! вот тебе богатства роскошного пира! Щедродатель радушен, божественные дары предложены, таинственная трапеза приготовлена, животворящая чаша наполнена. Царь Славы посылает за гостями, Сын Божий принимает, Бог Слово воплотившийся просит; ипостасная Богу Отцу Премудрость, созидающая Себе храм нерукотворенный, разделяет, как хлеб, собственное тело и предлагает, как вино, животворащую кровь Свою. О, страшное таинство, о неизреченное домостроительство! О, сокровенное снисхождение! О милосердие неисследимое! Зиждитель предлагает Себя Самого в снедь, Сама Жизнь отдает Себя в пищу и питье смертным“. После сего в драматической форме передается пространное и исполненное умиления воззвание Премудрости и приглашение верующих к вкушению уготованной Ею трапезы. «Приидите, ядите Тело Мое, взывает Бог Слово, и пейте вино, которое Я растворил вам! Я Себя Самого уготовал в пищу, Я Себя Самого растворил желающим. Будучи жизнью, Я добровольно стал плотью; будучи Словом и ипостасным образом Моего Отца, Я по своему хотению стал причастником плоти и крови ради спасения вашего. Вкусите и видите, яко Христос Аз Господь. Вы вкусили плода непослушания и познали, что горька пища лукавого советника; теперь вкусили вы и плода послушания, истребляющего зло, и познали, что гораздо лучше и полезнее повиноваться Богу. Вы вкусили не своевременно и умерли; ядите благовременно и имеете жизнь. Вкусите и видите, яко благ Аз Господь. Обменивайте опыт на опыт. Испытав зло, вы поняли смысл непослушания; испытывая добро, вы приобретаете разумение послушания. Вкусите и видите, яко благ Аз Господь. Неразумно Адам простер руку, не преклонился пред спасительною заповедью, не пожелал знать распоряжения Владыки..., протянул руку, страшно изменил, продал блаженство, которым обладал, и своенравно, дорогой ценой, купил себе жалкую смерть, сам чрез себя стал виновником предреченной смерти, хотя в то время еще и не властной над ним.... Был участником бессмертия по благодати, а но доброй воле стал добычею тления.... По причине всего этого снова предлагаю умершим от преслушавия плод повиновения Мне. Вкусите и видите, яко истинен во всем Аз Господь... Снедайте Меня, жизнь, – и будете иметь жизнь; вкушайте жизнь неоскудевающую, – ибо для того Я и пришел, чтобы вы имели жизнь, – и имели с избытком. Вкусите хлеб Мой, ибо Я есмь животворящее зерно посева и хлеб животный. Пейте вино, которое Я растворил вам, ибо Я есмь питие бессмертия. Оставьте неразумие нечестия и живы будете... Послушанием ловите счастье, поврежденное своеволием прародителя. Он был изгнан из рая за неверие, вы входите через благоверие... Ищите мудрости, дабы иметь жизнь, и исправьте мысль в ведении Моем (Меня). Если кто не смыслен, пусть припадет ко Мне, и познает свет истины”. Словами Писания Бог Слово показывает далее свое божественное достоинство и сыновство и снова приглашает верующих к божественной трапезе: «вкусите хлеб, обновляющий ваше естество; пейте вино – наслаждение бессмертия... Я стал истинною лозою в роде вашем, чтобы вы принесли во Мне плоды благоухающие. Питайтесь туком Моей пищи и утучнеете. Я – Господь, давший пищу всякой плоти, но особенно боящимся Мене“...

«Уразумели ли сие, возлюбленные? Ясно ли Господними словами раскрыты неизглаголанные тайны святейшего дня сего? Или желаете благопристойнейшим образом созерцать достославное дня сего“? В виду сего проповедник приглашает своих слушателей споспешествовать ему своими молитвами и подняться мыслию на преславный Сион, на ту вершину, где держащий концы земли уготовал Себя на таинственную вечерю, прообразовательно воспитанный в Египте добровольно приносит Себя в жертву, вкусивший тайнообраз являет, как исполнитель образов, истину, предложив тотчас Сам Себя пищею жизни, – Передав, затем, евангельский рассказ (Матф. 26, 26 – 28) о тайной вечери, Святитель восклицает: “О чудесное зрелище, о священное таинство и О божественное тайноводительство! Явился чрез письмена, совершил духовно; детоводил чрез прообразы, облагодетельствовал делами; на Сионе исполнил закон письмени, с Сиона возгласил закон благодати“. Изложив, затем, повествование Евангелиста Иоанна (13, 4 – 5) об умовении ног на тайной вечери, проповедник говорит: «что невероятнее сего? что может быть ужаснее? Одевайся светом, яко ризою, препоясаешься лентием; заключивший воду в облаках и запечатавший бездну страшным её именем охватывается поясом, собираяй, яко мех, воды морские, вливает воду в чашу; утверждающий на водах вышния жилища свои, омыл в воде ноги учеников, – измеривший небо пядью и землю содержащий горстью пречистыми ладонями отер подошвы рабов. Кому покланяется всяко колено небесных, земных и преисподних, преклонил выю слугам. Увидели ангелы – и изумились; взглянуло небо – и устрашилось, посмотрела тварь – и вострепетала“. Умилительна картина разговора Петра с Господом. Первоверховный считает себя недостойным принять омовение от Господа. «Разве не погибнет моя жалкая природа от ужаса и трепета, если я допущу это? Разве не обличит меня всякая тварь, если а дерзну на это? Не отягчай раба твоего, Господи, дабы солнце не увидело легкомыслия Петра и не померкло из-за меня. Пощади, Господи, раба твоего Петра: я недостоин называться и рабом твоим“. – «Что я делаю, ты не знаешь теперь, Петр, говорит Спаситель; но узнаешь после. Посему дозволь, чтобы и тебя коснулась сия священная услуга. Если же нет, ты не имеешь части со мною, – Услышав это, первоверховный недоумевал, что ответить: Горе мне, Господи, трудности облежат меня: своеволие тяжко, противоречие пагубно, отказ влечет наказание, уразумение же не по силам. Однако пусть победит заповедь Бога, а не упорство раба... Дозволь мне принять участие в достопоклоняемой воле твоей, да не лишен буду твоей радости. Я подставлю стопы, я протяну руки, я наклоню голову, только пусть не лишусь части Господа моего... Да познает всякая тварь, что омовением я покупаю сегодня Царствие Небесное“. Передав, затем, слова Господа к ученикам о взаимной любви (Иоанн. ХIII, 12 – 15), проповедник от лица Спасителя же продолжает: «Посему, подражайте Мне, Господу вашему, чтобы чрез сие священ- ное Мо е действие вы были участниками божественного естества. Это наилучший путь восхождения Я указываю вам. Я снисходил некогда на землю, чтобы даровать начало бытия и благобытия роду вашему, когда, взяв персть от земли, Я создал человека и дух его на земле; и ныне соблаговоляю снизойти, чтобы укрепить поколебавшееся основание Моей твари. Я положил вражду и проклятие между обманувшим и обманутым,... Я направил стопы ваша наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не будет вредить вам... Я Господь, дающий благодать смиренномудрствующим и отвращающийся от высокомерия. Посему Я внушаю вам любовь друг к другу. Снова повторяю, возлюбленные, говорит проповедник, кончая изъяснительную часть беседы, видите, каково величие преславного дня сего, на который приглашают вас – самый праздник, присутствие Бога, священнодействие страшной жертвы, дары бессмертия и залог нескончаемой жизни” .

Посему, возлюбленные мои и участники небесного наследия, взывает проповедник, будем подражать, насколько возможно, Началовождю спасения нашего и Совершителю Иисусу. Возлюбим уничижение, ведущее на высоту, благорасположение, соединяющее вас с Богом, и нескверную веру в божественные таинства. Избегайте разделения, уклоняйтесь распрей, отжените от себя всякие нечестивые новые учения, в особенности те, которые измыслили пустословы и увлекатели душ, служители сатаны. Я разумею тех, поясняет проповедник..., которые вооружаются против духовного братства нашего и достолюбезной тишины, мятежнически возмущая богохранимый город ваш, которых нечестивый лай пусть сокрушит Тот, Который словом укротил море, которые произносят хулы на Христа, истинного Бога нашего, покушаясь разрушить надежду спасения нашего, которую мы имеем во Христе, т. е. воскресение. И где теперь эти одиночные волки..., отрицающие из-за телесности единосущие Христа с Вседержителем Отцом? Посему пусть скажут нам болтуны и безрассудные, – чьим телом питаются овцы Церкви и на каких источниках отдыхают питомцы её? Итак, если раздается тело Бога, то в нем, следовательно, Бог истинный, Христос Господь, а не простой человек, или ангел, или сослужит ель и один из бестелесных, как по их. И если питие есть кровь Бога, то уже Он не Бог только один из поклоняемой Троицы, Сын Божий, но вочеловечившийся Бог Слово. Если же пища есть тело Христа и питье есть кровь Христа, а в тоже время Христос только простой человек, как они утверждают, то как же священная трапеза предлагается в жизнь вечную для приступающих? Каким образом Он (Христос) пребывает здесь и везде, – и не умаляется? Одно простое тело никогда ни источало бы жизни принимающим его. Но может быть нас назовут лжесвидетелями пред Богом, любящим истину, – нас, возвещающих истину и учащих Богопреданным таинствам?! Но да милостива будет к вам божественная благодать при воспоминании Божественного в сем святейшем торжестве. Посему, воспримем тело Самой Жизни, Которая ради нас обитала в нашем теле (Иоанн. 1,14), и будем пить святую кровь Его во оставление наших прегрешений и в участие в Его бессмертии, веруя, что сам Он пребывает у нас Иереем и жертвой, Сам приносящий и приносимый и приемлемый и раздаемый” ... В заключение славословие. – р. 1016 – 1029.

Примечания
1* Le Quien Oriens Christianus, р. 409: a Cirillo Ioannes commnniane dijunetus mansit ad annum usque 433, quo pax inter ipsos sancita fuit die 23 Aprilis.
2* Но не страдания на кресте.
3* Церк. Песнь: «во гробе плотскн, во аде же с душею, яко Бог”.
4* Сравни: epist. 39, р‘. 176 – 177 (исповедание веры в Иисуса Христа, Сына Божия)
5* Сравни: epist. 39, р. 180.
6* Мы уже заем из письма Кирилла к Иоанну Антиохийскому (№ 39), что подобные упреки делали Кириллу восточные по поводу примирительных переговоров Иоанна антиох. с александрийским святителем.
7* «Речь же, или вернее вступление к повествованию о кончине 3-х отроков и премудрого Даниила“ (pag. 1117), как показано и в примечании 2-м, принадлежит другому Кириллу, жившему гораздо позднее нашего Кирилла, архиепископа 5-го века.
8* Так в этой беседе встречаются такие же характеристики Нестория (хотя без упоминания имени его), какие находятся в проповедях 11-й и 4-й. Так в рассматриваемой беседе говорится (pag. 1017): – «не какие-нибудь низкие, не презренные шарлатаны толпы, вышедшие из уличных мальчишек, с перекрестков возвестили это“...; в 4-й же (р. 993): «и замыслив властвовать над всеми церквами, ты не вспомнил о возведшем тебя из навозной кучи на небесную высоту“; в 11-й же (р. 1036): «ибо на какую высоту вознесся ты, бывший прежде грязью, из низкого рода“. – Говорится о новом лжемудровании, достигшем и Александрии; «но где теперь они, эти отрицаюшиеся Бога, одиночные волки?“ спрашивает Кирилл, – «волки, из-за плоти отрицающие единосущие Христа с Вседержителем. Богом?“.. (р. 1028 – 29) и далее. Значит уже ересь Нестория не находила себе более приверженцев; ряды её сторонников поредели...

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист