Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Проповедь 435 года (под ном. 23-м ).

В предисловии проповедник высказывает истинную цель своей проповеди – привести пользу слушателям и направить их к добронравной жизни, – а не снискание ораторской славы. – pag. 873.

В словах Давида: «приидите, возрадуемся Господеви” (Пс. 94:1), св. Кирилл видит приглашение к пречистому празднику Христа Спасителя, – приглашение, обращенное к язычникам, иудеям, еретикам и преданным пороку. Священной проповедью и внушается тем и другим прекратить свойственные каждому заблуждения и грехи. Так, язычники должны перестать поклоняться твари, иудеи должны освободиться от своего неверия во Христа, еретики – от извращенной веры и лжеучителей, попавшие в ров греха – избавиться от своей погибели и западни. – Различие в радости плотоугодника и подвижника: первый не бегает ни от какого порока. “Но для того, кто ревностно стремится к подвигу воздержания и поставил себя выше всякой страсти, насколько то достижимо для человеческой природы, – для того особенно прилична обязанность славословить Господа». Нужно отложить ветхого человека, тлеющего в похотях плоти, и облечься в нового, преобразившегося во Христе к обновлению жизни. – а’, р. 873 – 877.

Закон и его пропедевтическое значение в отношении к таинству Христа. “Закон Моисеев, говорит проповедник, если он мыслится духовно, соответствует евангельскому учению, ибо приводит к таинству Христа“ (Иоанн. 5, 46). Законом этим возвещено, что Спаситфль придет не к одним иудеям, но ко всем народам, что прообразовательно указывалось в заклании жертвенного агнца с левого боку алтаря, обращенного к северу. Именно “Иудея, объясняет Кирилл, есть страна южная; северная же и простирающаяся за море, как говорят, есть страна варваров . Посему агнфц иудейский был закалаем не без значения для страны язычников”, что видно из слов псалмопевца (35, 38) и прор. Захарии (2, 10 – 11). «Итак, Христос был послан, чтобы привести оба народа в одного нового человека и разрушить средостение ограды между ними“. Все это, т. е. и то, что лучшие из иудеев уверуют в воплотившееся Слово Божие, а другая часть их – оскорбит Его неверием ; и то, что язычники будут призваны чрез веру, – все это было предсказано еще в Ветхом Завете – β᾿, р. 877 – 880.

С этой целью автор приводит повествование 2-й книги Царств (5, 1 – 3) о воцарении Давида над всеми племенами израилевыми и дает аллегорическое толкование всех подробностей этого рассказа в смысле тайны воплощения и обстоятельств её. Так, племена израилевы признали себя плотью и костью Давида; так и пришедшие к вере во Христа исповедуют, что будучи Богом по природе, 0н сделался человеком, и таким образом становится как бы плотью и костью Его по сродственности с Ним в человеческих свойствах . Давид еще в царствование Саула был «вводяй и изводяй Израиля»; так и Христос, еще прежде вочеловечения, как Бог, имел власть над всеми, промышляя о делах человеческих и проч. Давид царствовал над израилем по благоволению и воле Бога и Отца (2 Ц. 5, 2), – тоже самое и Спаситель (Мф. 16:16; Иоанн. 1, 49; Пс. 2. 6). Давид положил старейшинам израилевым завет в Хевроне. Что жф значит Хеврон? Слово это означает единение. Во Христе все сделалось единым, и высшее соединилось с низшим, и низшее с высшим . Вступили в единство и единодушие чрфз веру и плотские потомки израиля и древние поклонники идолов . В рассказе об Иевусее и слепых и хромых (2 Ц. 5, 6 – 8) проповедник опять видит указание на евангельские события. «Были слепые и хромые, говорит Кирилл, «и мы помним, что сказал о книжниках и фарисеях Христос (Мф. 15:14) и Давид » (Пс. 17:46). «Итак, отверглись Христа не могшие ни идти правильным путем, ни носить в сердце и уме своем мысленный и божественный свет, посему и пали (погибли) мечем “. А что место враждебных ему израильтян заступило множество язычников, признавших Христа Господом и Царем “, – это видно из посольства Хирама к Давиду (2 Ц. 5, 11). «Хирам был иноплеменник и идолопоклонник из стада заблудших, но он построил храм Господу. Так воздвиглась Церковь Христова, и не в одном каком – нибудь месте или стране, но по всей поднебесной. – Ковчег, перенесенный Давидом в свой град (2 Ц. 6, 12), означал находящихся под законом и тенью. Эти последние были некогда слепыми и хромыми, но когда они, приняв веру, поклонятся ему, тогда и они вместе с нами будут впущены в дом Давида, или Христа. – После сего проповедник снова приглашает слушателей к радости о Господе и решает недоумение, как может крест и смерть Спасителя составить для нас предмет торжественного воспоминания и празднества. Если бы кто, предав себя на смерть, не ожил, говорит проповедник, тогда никто не стал бы и праздновать; но если, не смотря на возможность не страдать, Христос пострадал и затем воскрфс из мертвых, то не служит ли это источником всякого веселия? – Совершение Иисусом Христом нашего спасения, цель его и плоды. – ϒ', р. 880 – 84.

Краткое нравственное увещание к слушателям . – Дата Пасхи текущего года. – δ’,р. 884 – 885

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист