
Личность св. Кирилла Александрийского. Годы образования
Св. Кирилл Александрийский родился приблизитфльно в 80-х годах 4 столетия (370 – 380)
Область философских и других специальных знаний Кирилла в так называемых свободных науках была настолько обширна, что едва ли могла быть преподана одним человеком. Оригены и Дидимы составляют редкие и исключительные явления. Притом такие, напр., сведения, как о греческой мифологии и поэтах, едва ли могли быть получены от епископа. Разве можно, напр., допустить, чтобы сведения об образе блудодействия Менад, с которым Кирилл сравнивает гнусный порок евнухов (h.d. 19, р. 1108), могли быть сообщены Феофилом ? При сем Кирилл замечает: ώς άληθώς χαί άχρίβώς μεμαθήχαμεν (Ibid. р. 1109). Само собой разумеется, что доскональных и обстоятельнейших знаний о данном предмете Кирилл не мог получать ни во время отшельнической жизни (395 – 400), где предметом его занятий были аскетические подвиги и изучение Священного Писания и творений отцов Церкви, ни во время епископского служения, так как указанная речь была произнесена в первые годы епископства. Более оснований думать, чего как эти и подобные им, так и все прочие знания Кирилл получил чрез обучение в христианской александрийской школе и чрез слушание философов и риторов александрийских, где философия (неоплатоническая) поддерживалась в то время знаменитой Ипатией, уроки у которой, между прочим, слушал Синезий, епископ птолемаидский (V век). Следы обширного знакомства Кирилла со свободными науками, как мы же сказали, можно находить не только в крупных его богословских и полемических сочинениях (наприм. пролив Юлиана), но и в проповедях. Из этих последних видно, что пастырю александрийскому были известны – философия, астрономия, математика, поэзия, риторика, силлогистика и диалектика Аристотеля и красноречие Платона и ораторов вообще. Кирилл свободно цитирует Гомера и легко указывает на мифологические сказания и вообще те или другие мнения греческих поэтов. В 14 пасхальной проповеди (β, р. 717) он, наприм., вообще характеризует лицемерие греческих поэтов: «я думаю, говорит он, что лукавому человеку, который одно скрывает в уме, а другое говорит, как это бывает у греческих поэтов, естественно было и будет иметь дурной конец». Но в большей части случаев он ссылается на мнения и свидетельства греческих поэтов и Гомера преимущественно в доказательство так называемое ad hominem. Говоря, напрпм., о том, что явление Бога во плоти было необходимо для людей, так как они не могут созерцать славы чистейшей Природы в непосредственном Её виде, он указывает, между прочим на Гомера (Ил» V, 72): «я знаю одного из греческих поэтов, не смотря на то, что все они вращались в многобожии, (говорящим ): невыносимы боги, являющиеся видимыми“ (h. р. 15, δ, р. 744). Но обличая греческих поэтов в лицемерном двоедушии («одно говорят пред толпой, а другое думают про себя»), Кирилл у них же находит и обличение этого порока, замечаемого в самом христианстве (именно некоторые, считаясь христианами, не расставались с языческой мифологией). Сославшись вообще на греческих поэтов, называвших таких лицемеров обманщиками и нечестивцами, он продолжает (h. р. 9, е, р. 592): «но одного из них я помню ясно говорящим, что не менее, чем врата ада, ненавистны те, которые одно держат на уме, а другое извергают на словах в (Илиад. IX, 112 и д.). В других местах он ссылается на некоторые мифологические названия и на свидетельства против многобожия у поэтов: «прельщаясь, говорит он, красивыми растениями священных рощ на горах, (иудеи) возносили там жертвы демонам, называя нимф, как мне кажется, согласно с греческими поэтами «гамадриадами» и «ориадами» (Ь. р. 1, ς, р. 420). «Внося в жизнь, рассуждает он о греках в другом месте (Ь. р. 4, δ р. 460), кроме единого, истинно-сущаго по природе (Бога), столько богов, сколько каждому угодно, они, отворачивающиеся от наших речей, пусть услышат, что сказал один из их, по общему признанию, поэтов: «не хорошо многовластие; вождь должен быть один, один царь» (Ил. V, 204)... во всех и чрез все и над всеми Бог “. Знакомство Кирилла с языческой мифологией видно между прочим из довольно подробной передачи мифов о Тантале, Титии, Иксионе и Сизифе (h. р. 6, δ, р. 509 – 512). Есть выдержки у Кирилла из малоизвестных древних поэтов, как напрнм. в 15 пасхальной проповеди (ϒ, р. 741): «ни в чем, ни в чем не свойственно погрешать Богу, напротив, во власти Его – всф правильно совершать“ (Феоктист у Стобея). – Выражаясь несколько в образной Форме (h. р. 6, ά. P. 500)
Из 6 пасхальной проповеди мы узнаем, что Кириллу известиы были – астрономия, учение неоплатоников и стоиков . Осмеивая внешний вид и надменную осанку астрономов («выдергивая брови над маковкой простых смертных, расчесывая рукой длинную бороду» и пр.), проповедник изображает их занятия и выводы их науки (h. р. 6, δ᾿, р. 505). Но обширныя познания свои в астрономии н математике
На странице 508 (в 6 пасхальной проповеди) св. Кирилл характерно описывает суеверия и зоолатрические религиозные верования тогдашних философов, чем ясно указывается на одряхлевший и буквально впавший в детство александрийский неоплатонизм IV и V вв., перешедший к тому времени в смесь всевозможных суеверий, чародейств, магии и проч.
Таким образом, на основании приведенных мест и указаний, заключающихся в одних только проповедях Кирилла, можно заключать, что святитель александрийский в молодых годах основательно изучил так вазываемую «внешнюю мудрость», пройдя полный курс общеобразовательных, или свободных наук, и притом в Александрии.
После окончательного образования под посторонними влияниями – школы александрийской, философов И риторов, а затем и дяди своего архиепископа Феофила, Кирилл около 395 года избирает пустынную жизнь в горе Нигрийской, в скиту сватого Макария, сколько для упражнения в подвигах иноческих, столько же и для самостоятельного изучения Священного Писания. Здесь он проводит около 5 лет
Для изучения же Священного Писания и творений знаменитых отцов и учителей Церкви он нередко проводил целые ночи за чтением их, и достиг того, что все почти книги Священного Пиисания изучил на память, ознакомился с сочинениями знаменитых отцов и учителей Церкви – Дионисия и Афанасия александрийских, Василия Великого, Амфилохия иконийского, Аммона адрианопольского, Иоанна Златоустого и других
Изучение Священного Писания и творений живших прежде отцов и учителей Церкви сопровождалось у Кирилла глубоким и серьезным размышлением . Кирилл обдумывал каждую строку Писания; всякую догматическую мысль он старался прочно и незыблемо утвердить на непререкаемом авторитете Откровения. 0 том, как много и глубого думал Кирилл над трудными богословскими вопросами, соображая свои выводы и решения с прямым учфнием Откровения и отцов Церкви, можно видеть из первых его проповеднических произведений, где затронуты и почти целиком решены те пункты христианской догматики (т. е. собствевенно христологическое учение), время раскрытия которых наступило только впоследствии. Такова между прочим 8 пасх. проповедь, произнесенная Кириллом в 420 году, следовательно за 8 лет до появления ереси Нестория. Между тем в этой проповеди полно и обстоятельно раскрыто то христологическое учение, которое утверждено впоследствии на Ефесском и Халкидонском вселенских соборах .
Таково было образование св. Кирилла Александрийского. Обширное по предметам, глубокое по внутренним своим свойствам, оно носило на себе печать Духа и направления богословия александрийской школы и церкви. Захватывая не только специальные предметы богословского ведения, но и все почти отрасли тогдашних светских наук, оно по характеру своему было спекулятивно – или умозрительно богословское, родственное по своему стремлению к идеальному и таинственному с философией Плотина, встретившей себе в Александрии весьма радушный прием . В методе изъяснения Священного Писания главное место занимает у Кирилла аллегорическ ий способ . Но эти, как умозрительно богословское направление, так и аллегорический дух екзегесиса, были строго сдерживафмы в области христианской догматики подчинением разума вере и преданию, что составляло отличительную особенеость так называемого ново- александрийского богословия (со времени св. Афанасия Великого) в сравнении с восточным – антиохийским . Вера и догматика Кирилла традиционно – церковная, отеческая. Он Философствует, но подчиняя разум вере, не дозволяя переступать себе предание веры, отцов и богословия своей церкви, – хранительннцы православия и апостольской веры со времени Никейского вселенского собора (h. р. 8, a’, р. 556 – 557). Хранить чистоту и неповрежденвость православной веры, мудрствовать согласно с Свящ. Писанием и великими учителями, проникать в глубокий и сокровенный смысл Писания, сдерживая однакож испытующую силу разума, – вот отличительные черты богословствования св. Кирилла.
Но для полной обрисовки личности рассматриваемого нами проповедника необходимо охарактеризовать и ту почву, на которую пали названные семена образования; тогда для нас вполне уяснится личность Кирилла и его деятельность по всех сФерах фго служения. Отличительной природной чертой в характере св. Кирилла служит напряженная возбудимость духа, постоянная энергия, неослабное мужество в деятельности. Это не был спокойный, хотя сильный и глубокий характер . Кирилла мучит жажда деятельности, борьбы, подвига. Дух его это непрорывно натявутая струна, готовая издавать звук при малейшем соприкосновении с предметами, – но издавать звук правильный и верный. Достаточно прочитать несколько проповедей св. Кирилла, чтобы по одному слогу сделать заключение о характере александрийскаго проповедвика. Кирилл постоянно торопит, возбуждает своих слушателей к деятельности, к борьбе, к подвигам, к неослабному мужеству и стойкости. Любимые его добродетели – мужество и терпение: «это прекрасная и светозарная двоица добродетелей“, как выражается он сам (h. d. 18, А́, р. 1100; h. d. 9, р. 1009). При этом Кирилл даже редко указывает, в чем именно должны обнаруживаться эти добродетели; он любит и высоко ценит их самих по себе, по сродству их с холерическим темпераментом своего духа. Излюбленными примерами благочестивой жизни христианина у него постоянно являются – образ воина, всегда находящегося в полном вооружении, ни на минуту нф смыкающего глаз или предающегося бездействию, но всегда готового к битве с врагом ..., к битве упорной, до поту лица. Показать на себе «пот добродетели” – вот высшая степень христианского совершенства. Христианин должен брать пример и с атлета и борца. Не перед самой только борьбой и состязанием тот внутренне возбуждает себя, упражняется и пробует свои силы, но развивается и укрепляется в своем искусстве многие годы, всю жизнь, непрерывно, настойчиво. Без этих предварительвых подвигов и упражнения и распорядитель состязаний не допустил бы к ним такого борца при открытии зрелища. Так и христианин должен непрерывно поддерживать в себе внутренний жар возбудимости и энергии, должен постоанно быть деятельным, упражняться и укреплять свои духовво-нравственныя силы в подвигах добродетели (Ь. р. 8, а’, p. 556)
Если характеры наиболее выясняются через сравнение с другими, то Кирилл в этом отношении составляет прямую противоположность с характером св. Григория Богослова и Григория Нисского. В то время как последние, и особенно св. Григорий Богослов, все помыслы свои устремляют к тихой, созерцательной жизни, к уеднению, не возмущаемому никакими заботами и треволвениями жизни, Кирилл – человек борьбы, деятельности. Что для первых созерцаниф и самоуглубление, то для Кирилла – открытая деятельность, служащая вывеской внутреннего человека. И Кирилл избирает на время пустынническую жизнь; но тогда как для свв. Григориев она составляла цель их стремлений, для Кирилла она только средство воспитать свою волю, закалить характер . Очевидно св. Василий Великий, этот муж практической деятельности, нф составлял еще такой противоположности с св. Григорием Богословом, как рассматриваемый нами пастырь алексавдрийский.
Другой отличительной природной чертою духа св. Кирилла является проницательносгь его мысли, сказывающаяся в необыкновенно быстрой способности различать и оценивать предметы с внутренней их стороны. То, до чего доходит другой путем долгих соображений и размышлений, Кириллу дается как бы сразу, готовым ; Кирилл с первого взгляда схватывает предмет и определяет его достопнство и свойства.
Не трудно видеть после сего, какой личностью вступил в жизнь св. Кирилл Александрийский, соединивший в характере своем основные природныя черты и содержание и дух учености и богословия александрийской школы и церкви. Именно мы видим его как замечательнейшего богослова, строгого и решительного ревнитфля по правой и согласной с преданием вере, неутомимого борца со всякого рода заблуждениями, чуткого ко всем вопросам веры, нф уступающего ни пред какими препятствиями и затруднениями. Посему девизом его жизни и деятельности всего уместнее, как нам кажется, можно было бы выставить следующие слова самого же Кирилла, сказанные им в разгаре борьбы с еретиком Несторием: «я не дам, говоря словами Писания, сна очам моим и веждам моим дремания и покоя вискам (χροτάϕοις) моим, доколе не совершу подвига за спасение всех . Посему, зная таковую мою решимость, мужайтесь”, писал он клирикам константинопольским (epist. 10, р. 68 – 69): «ибо я решился за веру во Христа положить последние свои усилия, перенести всякие мучения, сколь бы тяжкими ни считались они, и, наконец, с приятностью претерпеть и саму смерть за это“ (сравн. epist. 28, р. 145).
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке