
Проповедь 423 года (под ном. 11-м ).
Призывая к радости о Господе, всесвятому посту и вообще ко всякой добродетели, достолюбезной правомыслящим, проповедник убеждает слушателей преодолевать при этом всякую вялость, леность и трусость, которые постыдны даже в житейских и мирских делах и занятиях (наприм. гимнастических упражнениях ), доставляющих малую и временную славу. Этого требует от вас и величие дела озарившего нас Слова и небесная награда, ожидающая нас, – награда, с ценностью которой не может сравняться никакое страдание в этом мире (Римл. 8, 18 – 19). И вот теперь-то, говорит Кирилл, и настало время упования, трезвенности, время воздержания и святого поста. С проповедью об этих подвигах и трудах в борьбе с телесными и душевными страстями и выступает проповедник по указанию Слова Божия (Пс. 118:126; Исх. 10:9–10). – а́ р. 633–637.
В Ветхом Завете Слово Божие повелевало трубить при выступлении на брань против врагов ; но та брань, с проповедью о которой выступает проповедник, направлена против плоти и страстей. Посему и орудие наше иного характера, – оружие духовное, как говорит апостол (Еф. 6:11). при этом нужен отважный и несокрушимый дух, сердце непоколебимое. полчище демонов упорно в своей ярости и жестокости против святых воинов Христа; оно действует против них с похотливыми возбуждениями плоти. Души, осаждфнвыя нечистыми силами, похожи на жителей города, осажденных неприятелем и пожираемых внутренними смутами и несогласиями. Так изображает греховное наше состояние апостол Павел (Римл. 7, 22 – 24). Но если так, то неужели мы без всякого сопротивления уступим неприятелям победу и тем самым откажемся от спасения. Между тем победа наша обеспечивается весьма малыми средствами: бодростью духа, чистотой и воздержанием (άσχήσεως). Так побеждал Павел свои плотские страсти (1 Кор. 9:24). В пример и разъяснение сказанного представляются автором «укратители коней“ и «кормчие“. – Но коль скоро умерщвлена плоть (Римл. 8, 1 – 2; 3 – 4), мы не должны уже жить по плоти (Римл. 8, 12 – 14) и быть её рабами. β᾿, р. 637 – 641.
Для борьбы же с плотью, проповедник, согласно с учением апостолов Павла (Римл. 12, 1 – 2) и Иоанна (1 Иоанн. 2, 15 – 17), рекомендует слушателям своим презрение к миру и его благам, как ничтожным по своей цене и скорогибнущим ; советует, напротив, украшаться добродетелями. Но не следует ограничиваться одним постом телесным и не с плотью только одною должно бороться, – напротив, необходимо наблюдать и всякого другого рода воздержность, умеренность и скромность в нравах и поведении, пище и одежде, относясь с презрением к богатству и всякому вообще излишеству. – ϒ', р. 641 – 644.
Но венцом всех добродетелей должно быть братолюбие и союз взаимной любви, выражаемой в сострадании к нуждающимся и бедным . Без этой любви будет бесплодна и бесполезна и крепкая вера в Бога и отречениф от идолослужения (Иак. 2, 14 – 16). Милосердие и любовь к ближним требуются не только от живущего в благоустроенном обществе и воспитанного в божественных законах (Лк. 6:36; Иак. 2. 13), но даже и от дикаря. Величие и высокую цену любви можно усматривать из примера Иова (Иов. 31, 16, 21). – δ᾿, р. 644 – 645.
Примером жестокости и бессердечия служит евангельский богач (Лук. 16, 19 – 25). Здесь к евангельскому рассказу проповедник присовокупляет живую и может быть снятую с натуры иллюстрацию жизни богача. «Были, разумеется, у сего богача, говорит Кирилл, самые тонкие и окрашенные в настоящий пурпур одежды, может быть еще осыпанные золотом . Великолепный дом, превосходивший, полагаю, всякое удивление и приводивший в бешенство людей завистливых . Не малое множество слуг расфранченно одетых ; разноцветные ковры, разостланные по всему полу. Виночерпии, искуснейшие повара и превосходные хлебники, – все отъявленные знатоки своего дела. Стол, нагруженный яствами (кушаньями и закусками). Но был, конфчно,и рой льстецов, зависевших от языка богатого, готовых с клятвою осыпать похвалами все, что бы ни пришло в голову богачу, и всякую глупость, какую бы он ни уважал, и позорить всякую добродетель, если бы он дурно отозвался о ней. 0 богоненавистном же и пустом бесстыдстве, т. е. разгульных пиршествах, рукоплесканиях, застольных песнях и плясках флейтисток – зачем и упоминать?!.. Не лучше ли умолчать о том, о чем подумавши только, уже не обойдешься без греха?.... А. другой был несчастный нищий, не покрытый, бездомный, бескровный, больной, весь объем желанного благоденствия своего ограничивавший ничтожными размерами, – куском хлеба и обрывком рубища.... Нет, евангельский рассказ передает даже, что он дошел до такой жалости, что попал в сообщество вонючих псов, как своих сотоварищей, с благодарностью принимая услуги их, когда они, приближая к нему свои лакомые языки, старались смягчить его болезнь тем, что сами по естественным законам употребляют для исцеления собственных язв
Далее проповедник говорит о преимуществе бедности пред богатством вообще. Богатство в сей жизни, говорит он, непременно соединяется со множеством страстей: гордостью, любостяжанием, страстью к удовольствиям и изнеженности. Но бедный свободен от всего этого. Он только печалится сам с собою и вздыхает ; столько же далек от удовольствия, сколько и от роскоши. Кроме того, при рассуждении о богатстве должно принимать во внимание и личный характер каждого. Что в материях производят краски, то в природе вещей производят характеры тех лиц, в руках которых обращаются вещи. А это опять ведет к предпочтфвию бедности пред богатством: «ибо если бедняк довольствуется малым и в поте лица добывает то, что само по себе представляется наилфгким, так сказать, к достижению, то неужели он не достоин одобрения и преимущественной похвалы, – он, так почитающий закон воздержания, что недоступен ни для какого дурного действия, хотя в лице нужды он и имеет сильного советника к дурному?“ “Но человек, славящийся несметными сокровищами, как не подлежал бы обвинению, поставив богатство слугою одного только собственного удовольствия?‘ – е́, р. 649 – ς᾿, р. 652.
Далее проповедник ведет речь о равенстве между людьми, вкушаемом еще законом Моисеевым. Именно, когда израильтяне находились в пустыне и нуждались в пище, то Бог послал им манну и установил при этом закон о собирании её (Исх. 16, 14; 16 – 17). Этим то именно законом о собирании манны и показывафтся ясно, что приобретение достатка и необходимого еще не составляет греха; но то, что откладывается на сбережение и ненасытно приращается сверх всякой надобности, – это добыча червей». Посему по заповеди Спасителя (Лк. 16:9) богатые должны делиться своим избытком с бедными. «Принимая бедных в соучастники своих богатств, мы за это вместе с ними примем участие в награде, уготованной за их праведную жизнь”. Итак, мы должны иметь милосердие и нести тяготы (которых так у каждого много) друг друга. Между тем проповедник замечает между своими пасомыми ужасные примеры бесчеловечия и жестокости. – ς, р. 652 – 656.
Сколь ужасное осуждение и погибель ждет людей жестокосердых, это показывает проповедник из истории идумеев и их отношений к израильтянам . Идумеи (следует описание происхождения эдомлян, их страны, гордости воинской, религии, с параллельным описанием тех же черт жизни еврейского народа) были народ надменный и жестокосердый; когда напал на иудею страшный враг, они вместо помощи и покровительства иудеям, выдали, напротив, их врагу. Но за это Бог поразил их страшным гневом: идумеи были истреблены оружием же вавилонян (Авд. 1, 2 – 7; 10 – 13). «Итак, видишь, заключает Кирилл, как идумеи за то, что не оказали помощи израильтянам, сами внезапно погибли со всем своим родом «’. Но и жестокий тиран вавилонский получил должное же возмездие за свою свирепость. Когда он возвращался в свою страну и уже был на верху своей славы, в Вавилоне открылся мятеж, причем разрушен был до основания и сожжен вместе с царскими чертогами самый Вавилон и тиран был убит . Пророк Иеремия воспел эти события (Иерем. 50, 14 – 15; 22 – 24). – ζ, р. 656 – 661. После сего проповедник предлагает соответственное трактуемому предмету нравоучение. Мы должны иметь познание о Боге, как о благом милосердном Отце, а посему и сами должны высказывать великодушную и нежную любовь к ближним в их несчастиях и бедствиях . В основу же добродетелей нужно положить непорочную веру в Бога. В виду этого св. Кирилл излагает краткое катехизическое учение о троичности Лиц в едином Боге, изъясняет образ рождения Сына от Отца. Так, Сын родился от Отца не чрез истечение, или отсечение, или страдание, и не чрез создание произошед от Него, но родился непостижимо, духовно и бесстрастно, как Бог . После сего идет речь о тайне домостроительства, о снисшествии на землю Сына Божия, воплощении о двух естествах в Иисусе Христе при одном Лице, о его полном человечестве и полном Божестве. Жестоковыйность иудеев против Спасителя; плоды крестной смерти и воскресения Спасителя. В заключение предлагается краткое нравственное увещание и определяется время празднования предстоящей Пасхи Христовой. – η᾿, р. 661 – 665.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке